Еще пять лет назад в регионе СНГ довольно остро стоял вопрос дефицита нефтехимических мощностей для производства мономеров. Однако ряд хорошо известных крупнотоннажных пиролизных проектов в регионе входят (или планируют войти) в этапы реализации в самое ближайшее время. В то же время большинство нефтяных “гигантов” также пытаеются диверсифицировать свой бизнес и активно заняться нефтехимией.
Появляется вопрос: не приведет ли все это к существенному избытку предложения в отрасли и куда компаниям продавать многомиллионные объемы новой продукции?
Директор конференции “Нефтехимия России и СНГ” Артем Ким попросил ведущих экспертов отрасли поделиться своим мнением на этот счет.
Андрей Костин, генеральный директор RUPEC: “Перспективы ряда проектов в СНГ и особенно в России переоцениваются. Нюанс в том, что стоит запуститься первому из заявленных крупнотоннажных производств, как это существенно изменит тот ландшафт, в котором принимаются решения об аналогичных конкурирующих мощностях и инвестициях в них. То есть проект “в рассмотрении” или на ранних этапах реализации придется переконфигурировать, чтобы уйти от ненужной конкуренции. Как переконфигурировать – опции есть с учетом складывающихся тенденций глобального рынка. Проекты же на стадии идеи, скорее всего, будут просто отменены. Существенный риск – это неопределенности относительно будущего спроса в Китае, его профиля и динамики на фоне развития собственных мощностей и структурных ограничений в экономике”.
Захар Бондаренко, начальник управления развития нефтехимии и СУГ, департамент нефтехимии и СУГ, коммерческая дирекция «Газпром нефти»: “Развитие нефтехимической отрасли в РФ/СНГ в своей динамике не отличается от развития данной отрасли в других регионах-экспортерах углеводородов с поправкой на региональную специфику (удаленность регионов добычи от регионов переработки/потребления, структура добываемых углеводородов, инфраструктурные возможности для транспортировки сырья и продуктов переработки, налоговый режим и т. д.). По факту этап удовлетворения внутреннего спроса на нефтехимию в РФ/СНГ уже закончился, прогнозируемый рост внутреннего потребления не позволит обеспечить сбыт значимых объемов для новых проектов выпуска крупнотоннажной нефтехимии. Таким образом, РФ/СНГ, как и другие регионы-экспортеры углеводородов, вынуждены будут пытаться “добавить ценность” к экспортируемым углеводородам при реализации нефтехимии на общих внешних рынках сбыта, на которых важнейшим фактором успеха является низкая себестоимость выпускаемой продукции с учетом возврата капитала, и с этой точки зрения нефтехимические проекты в РФ/СНГ не обладают явным преимуществом.
Владимир Паранюшкин, директор по развитию бизнеса TechnipFMC: “Как мне кажется, отрасль еще весьма далека от угрозы избытка предложения этилена. Только с пуском проекта «СИБУРа» «ЗапСиб-2» и, например, нового нижнекамского пиролиза производство полиэтилена в России достигнет уровня, соответствующего сегодняшнему потреблению на душу населения в Западной Европе. То есть рано или поздно этот этилен найдет спрос на внутрироссийском рынке. Дальнейшее наращивание мощностей пиролиза будет в основном ориентировано на экспорт продуктов передела этилена. При этом возникает вопрос оптимального расположения таких новых мощностей с точки зрения логистики. И здесь, как мне кажется, у России есть огромный потенциал пиролиза этана. Содержание этана в российском природном газе, идущем в Европу, составляет порядка 7 об. %. Эта величина позволяет экономически эффективно выделять этан для пиролиза. Экспортные трубопроводы проходят достаточно близко к портам с возможностью экспорта, что снижает логистические затраты экспорта продуктов последующих переделов этилена. Сам по себе пиролиз этана является наименее затратным по сравнению с пиролизом жидкого сырья – основы нефтехимической отрасли Западной Европы. В прицепе, при таком содержании этана в природном газе, на потоке 12 млрд. куб. м/год можно строить производство пиролиза этана мощностью 1 млн. т/год. Таким образом, основываясь только на экспорте газа в сторону Европы, можно ожидать планов по строительству не менее 10-15 установок пиролиза этана и продуктов его переработки”.
Сергей Коляда, старший менеджер управления развития и анализа коммерческой деятельности «ЛУКойла»: “Реализация всех заявленных проектов, учитывая отдаленность многих из них от морских портов, обуславливает риски дисбаланса на некоторых сегментах полимерной продукции. В связи с этим, возможно, целесообразно рассмотреть некоторые возможности по повышению эффективности проектов: рассмотреть возможности; оказать государственную поддержку развитию экспортной инфраструктуры (порты, железнодорожная логистика); на уровне регулятора поддержать проекты, обладающие максимально эффективным и проработанным маршрутом экспортных отгрузок; повысить привлекательность иных возможностей переработки мономеров, помимо полимеризации. В целом целесообразна более проактивная роль регулятора (Минэнерго, Минпром) при формировании перечня целевых продуктов, необходимых на российском рынке, и определения стимулов для реализации соответствующих проектов”.
Патрик Кирби, главный аналитик Wood Mackenzie – Европа, Ближний, Восток и Африка: “По нашим прогнозам, в течение следующего десятилетия ожидается, что глобальный рост спроса на этилен и пропилен превысит темп роста мирового ВВП. Для того, чтобы удовлетворить такое быстрое развитие рынка, четыре этилен-пропиленовые установки мирового масштаба должны быть пущены в производство ежегодно. Таким образом, в следующие десять лет мы не видим серьезных рисков, связанных с активным (излишним) инвестированием в этиленовую и пропиленовую отрасли. Хоть в долгосрочной перспективе и существует вероятность сокращения темпов роста спроса, на сегодняшний день рынок имеет крайне масштабный размер. Регион СНГ стратегически благоприятно расположен между рынками Европы и Азии. В случае одновременного появления нескольких новых проектов, ввиду необходимости экспорта конечных нефтепродуктов (например, полиэтилен), ключевым фактором конкурентоспособности будет цена. Wood Mackenzie также наблюдает потенциальную коммерческую возможность в повышении интереса мировых нефтяных компаний к нефтеперерабатывающей и нефтехимической интеграции. Одна из основных причин роста интереса объясняется потенциалом “пикового спроса на нефть”. Рост спроса на такие продукты, как этилен и пропилен, в мировом контексте растет гораздо быстрее, чем на такие традиционные продукты переработки, как, например, бензин”. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)