Важным аспектом энергетической стратегии Туркменистана является широкое внедрение в ТЭК инновационных технологий, передовых научно-технических разработок, позволяющих повысить эффективность использования углеводородных ресурсов и снизить воздействие предприятий нефтегазового сектора на окружающую среду.
Подписав основные природоохранные конвенции ООН и Парижское соглашение по изменению климата, страна неуклонно следует взятым на себя обязательствам. В нефтегазовой и химической промышленности, электроэнергетике, транспортных и других отраслях планомерно реализуются мероприятия, нацеленные на сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов.
В частности, первоочередное внимание уделяется созданию современных производств, выпускающих высококачественные нефтепродукты с улучшенными экологическими характеристиками, в том числе отвечающие международным нормам и стандартам автомобильные бензины и дизельное топливо. Наряду с этим в Туркменистане имеется большой потенциал для развития так называемой альтернативной энергетики, одним из наиболее перспективных направлений которой является использование в качестве моторного топлива сжиженного (природного или нефтяного) и компримированного природного газа.
В настоящее время газомоторный транспорт используется более чем в 80 странах. В США, большинстве европейских государств действуют национальные программы перевода автотранспорта на газомоторное топливо. В столице Южной Кореи, Сеуле, пассажирские перевозки в городе имеют право осуществлять только автобусы на газомоторном топливе. Другой пример – резолюция Европейской экономической комиссии ООН, в соответствии с которой к 2020 г. 23% автотранспорта европейских стран должны перейти на альтернативные виды топлива. Из них 10% составит газ. Данная идея активно поддерживается крупнейшими автомобильными концернами. Многие производители серийно выпускают легковые и грузовые автомобили, которые изначально рассчитаны на использование газомоторного топлива. В их числе такие компании, как “БМВ”, “Вольво”, “Опель”, “Пежо”, “Рено”, “Тойота”, “Фиат”, “Фольксваген”, “Хонда” и др. Эксперты прогнозируют, что к 2030 г. число газомоторных автомобилей в мире превысит 100 млн. единиц. Широкое применение данный вид топлива также найдет на морских судах, железнодорожных локомотивах, в авиации.
Рост интереса к газу как моторному топливу в последние годы обусловлен его более высокими энергетическими и экологическими характеристиками по сравнению с нефтяным топливом. Так, среднее октановое число сжиженного газа – 105 – недостижимо для любых марок бензина. Испытания показали, что использование альтернативного топлива позволяет значительно снизить вредные выбросы в атмосферу по сравнению с автотранспортом работающем на бензине, в том числе, оксида углерода в 5-10 раз, углеводорода в 3 раза, оксида азота в 2,5 раза. Это важный показатель, так как выхлопные газы автотранспорта являются одной из главных причин загрязнения воздуха.
Стоимость пробега автомобиля, работающего на природном газе, также меньше, чем на бензинах марки А-92, А-95 и А-98. Сейчас пополнение запасов нефти на планете происходит за счет месторождений с повышенным уровнем сложности разработки, себестоимость добычи нефти и производимых из нее нефтепродуктов постоянно растет. Кроме того, внедрение газа как моторного топлива позволяет снизить транспортные расходы, которые включаются в стоимость потребительских товаров.
Для Туркменистана задача обеспечения транспорта экономичными видами топлива, отвечающими требованиям охраны окружающей среды, также актуальна. Количество автомобилей и спецтехники, объемы грузоперевозок растут из года в год. Согласно статистическим данным, в стране сейчас насчитывается более 865 тыс. единиц автотранспорта, в 2018 г. на их содержание понадобится около 1,6 млн. т бензина и около 1,5 млн. т дизельного топлива. В частности, автопарк учреждений и предприятий нефтегазового комплекса насчитывает около 82 тыс. автотранспортных средств, в нынешнем году для них потребуется более 37,4 тыс. т бензина и около 250 тыс. т дизельного топлива.
Изучая мировой опыт в области перевода автотранспорта на газомоторное топливо, в том числе таких стран, как Германия, Италия, Нидерланды, Китай, Турция, Иран и Армения, специалисты Научно-исследовательского института природного газа концерна “Туркменгаз” ознакомились с работой специализированных заводов, топливозаправочных станций и оборудованием автотранспорта. Подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, согласно которому предлагается на первом этапе перевести на сжиженный газ 12 тыс. автотранспортных средств, находящихся на балансе нефтегазового комплекса. В частности, это позволит на 14% сократить объемы потребляемого в стране дизельного топлива. Его реализация на внешних рынках обеспечит дополнительные валютные поступления. В рамках намеченного проекта потребуется реконструировать 6 имеющихся и построить 8 новых стационарных топливно-заправочных станций сжиженного газа, а также закупить 4 мобильные газонаполнительные автозаправочные станции.
В целом же, располагая крупными углеводородными ресурсами, необходимой производственной инфраструктурой и квалифицированными кадрами, топливно-энергетический комплекс Туркменистана имеет все необходимые возможности эффективно отработать технологические решения по применению газомоторного топлива на автотранспорте. (turkmenportal/Химия Украины и мира)