Бизнес-портал UAprom анализирует неконфиденциальную версию доклада МКМТ.
Весной текущего года Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) при Министерстве экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) решила пока не ограничивать импорт серной кислоты и олеума, продлив сроки специального расследования до 330 дней. С лета 2017 г. введение пошлин лоббируют два госпредприятия – ВостГОК и “Сумыхимпром”, однако находящиеся под контролем топ-менеджеров, входящих в орбиту олигархов Николая Мартыненко и Дмитрия Фирташа. Все это время украинские потребители данного сырья отстаивали необходимость сохранения поставок из-за рубежа, чтобы как минимум не допустить монополизации рынка.
И вот после небольшой передышки лобби ВостГОКа и “Сумыхимпрома” вновь активизировалось. В распоряжении бизнес-портала UAprom оказалась неконфиденциальная версию доклада МКМТ с основными выводами в пользу введения пошлин на кислоту. При этом текст документа изобилует фактами того, как под требуемое решение комиссии подгоняются любые цифры без анализа и в разрез здравому смыслу.
Прежде всего, бросается в глаза, что Минэкономики и торговли совершенно проигнорировало тот факт, что сам Восточный ГОК, а именно его трейдер ОАО “Электропостачсбыт”, занимался импортом серной кислоты в период расследования, то есть, с 2012 г. по 2017 г. Об этом заявляли украинские потребители сырья и иностранные производители, об этом знали в министерстве, но чиновники ограничились отпиской, мол, посредник будто бы предоставлял услуги по приемке, хранению и отгрузке продукции, не импортируя ее.
Далее. Следующий факт, который МЭРТ отказалось учесть, – наличие непредвиденных обстоятельств. А ведь это главное требование ВТО при проведении любого спецрасследования. Как известно, резкий рост импорта товарной серной кислоты в Украину произошел после аннексии Крыма и оккупации Донбасса. В результате с рынка ушли два предприятия – “Крымский титан” и “Константиновский химзавод”, обеспечивавшие свыше 50% поставок потребителям. В то же время чиновники сочли данные обстоятельства близкими к норме и уж никак не повлиявшими на уровень импорта.
Кроме того, МКМТ решила не заметить естественный рост спроса на серную кислоту. До агрессии России в отношении Украины большинство отечественных коксохимов производили это сырье для собственных потребностей из коксующихся углей с высоким содержанием серы. Но после потери шахт на неподконтрольной территории КХЗ вынуждены закупать импортный уголь с низким содержанием серы, а также перешли на импортную кислоту, которую ВостГОК и “Сумыхимпром” производят, главным образом, для собственных нужд, а остатки продают в рынок.
Следующий прокол МЭРТа – анализ ущерба и убытков нацпроизводителей серной кислоты исключительно в американских долларах, тогда как национальной валютой является гривна. Такой подход существенно исказил реальную картину, которая перестала учитывать существенную девальвацию нацвалюты с $8/грн. до $25/грн. А ведь цены отгрузок у ВостГОКа и “Сумыхимпрома” в гривне росли, а импортные котировки в долларах падали, что уж никак не вяжется с ущербом для этих предприятий, которые, к тому же, свою отчетность ведут по украинским стандартам, то есть в нацвалюте.
Более того, ни один национальный производитель серной кислоты не продает свою продукцию в рынок, а действует через трейдеров. Тем не менее, и на этот факт Минэкономики закрыло глаза. Тем более, в период расследования у госпредприятий в долларах росла прибыль (в частности, на 70%), улучшалась рентабельность (на 34%), к середине 2017 г. они смогли нарастить долю на рынке с 28% до 40%. Уже эти данные сами по себе опровергают наличие причинно-следственной связи между ущербом и импортом, что МЭРТ упорно игнорирует.
Очередной вопиющий прокол МКМТ – ситуация с цистернами. Из-за того, что ВостГОК и “Сумыхимпром” отгружают на рынок лишь 4-9% от выпускаемых объемов кислоты, в Украине очень ограниченный парк подвижного состава для перевозки этого особенного продукта. На балансе “Укрзализныци” лишь 142 цистерны, находящиеся в рабочем состоянии, которые за год могут перевезти 40 тыс. т кислоты при всем потреблении 100 тыс. т. А дефицит традиционно покрывался за счет импорта.
Но Министерство экономики и торговли проигнорировало эти доказательства и поверило на слово заявителям расследования, что у них есть необходимые цистерны. МЭРТ в своем докладе указало, что получило документальное подтверждение наличия подвижного состава в нужном количестве, хотя ВостГОК и “Сумыхимпром” не предоставили никаких доказательств, кроме голословных утверждений.
В общем, столько слабых мест в выводах этого спецрасследования говорит о том, что Украина заранее обречена в ВТО на поражение, если обиженные страны ЕС решат оспорить введение пошлин в Палате по разрешению споров. У МЭРТа попросту не будет достаточно доказательств того, что ограничительные меры в отношении импорта серной кислоты защищают национальные интересы. Впрочем, чиновникам МКМТ, “заряженным” Фирташем и Мартыненко, не до них, им нужно за оставшиеся 10 месяцев пробить для своих боссов столь желанные пошлины. (uaprom.info/Химия Украины и мира)