Компенсировать выпадающие доходы за счет добычи нефти могут не все дальневосточные нефтепереработчики.
Как и предсказывали аналитики, в связи с постоянным ростом налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающий бизнес и “ручным” управлением розничными ценами на бензин в России началось банкротство независимых АЗС. И если на европейской территории страны этот процесс не очень заметен из-за конкуренции среди автозаправочных станций, то на Дальнем Востоке он может спровоцировать большие инфраструктурные проблемы и рост социальной напряженности.
Пока ни у кого нет готового решения проблемы топливного рынка России, поскольку налоговый маневр, одобренный правительством РФ, предполагает отмену экспортной пошлины к 2024 г. и рост ставки акцизов в 2019 г. до 12,3 тыс. руб. за тонну бензина. Регулировать топливные цены предполагается с помощью введения механизма отрицательного акциза, так как стоимость “черного золота” для внутренней нефтепереработки после введения маневра существенно вырастет. Однако такая мера может лишь сдержать цены – увеличить маржинальность нефтеперерабатывающих заводов при нулевой экспортной пошлине не получится.
Цены вырастут в 1,5 раза. Представители нефтяных компаний пессимистично смотрят на будущее развитие сектора нефтепереработки. В частности, по мнению менеджмента “Роснефти”, предусмотренная налоговым маневром отмена к 2024 г. экспортных пошлин, которые являются инструментом защиты внутреннего рынка, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза. В компании также считают, что текущая налоговая нагрузка является причиной убыточности нефтепереработки для внутреннего рынка: “Потери нефтепереработчиков достигают 3 тыс. руб. на тонну дизельного топлива и 7 тыс. руб. на тонну бензина АИ-92”, – сообщает “Роснефть”.
В Кабинете министров стараются оградить себя от возможных форс-мажорных ситуаций с ростом цен на бензин. Поэтому в качестве заградительной меры был одобрен ввод экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в случае острой необходимости. Однако подобные предложения по стабилизации внутреннего рынка при налоговом маневре вызывают больше вопросов, чем ответов, поскольку уже сейчас, до обнуления экспортной пошлины, правительству приходится в ручном режиме сдерживать цены.
Особенно остро проблемы российской нефтепереработки и топливного рынка проявляются в регионах со слабым развитием инфраструктуры, например на Дальнем Востоке. Топливо туда доставляется в основном с двух крупных нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске.
Комсомольский НПЗ является частью вертикально интегрированной структуры “Роснефти”. Завод специализируется на выпуске высококачественного моторного топлива и авиакеросина. По итогам 2017 г. на нем было переработано 6,4 млн. т нефти, что на 5% выше показателей 2016 г. Выход светлых нефтепродуктов составил около 64%. Кроме того, объекты, введенные в эксплуатацию в рамках программы модернизации, позволили предприятию начать выпуск новых видов продукции, таких, например, как дизельное топливо для регионов Крайнего Севера, которое отличается улучшенными низкотемпературными свойствами (“арктическое” дизельное топливо до –50 оС, “зимнее класса 3” до -38 оС). Новый вид топлива соответствует высшему экологическому стандарту Евро-5 и востребован на рынке дальневосточного региона. В настоящее время на Комсомольском НПЗ ведется строительство комплекса гидрокрекинга. После ввода этого объекта в эксплуатацию глубина переработки на предприятии достигнет 92%. “Для обеспечения растущего спроса на нефтепродукты на Дальнем Востоке компания активно инвестирует в развитие нефтеперерабатывающих мощностей. Это востребовано рынком, так как сегодня таких мощностей в регионе недостаточно и примерно половина потребляемых в нем нефтепродуктов завозится из других регионов страны. “Роснефть” на Дальнем Востоке создала более 60% расположенных в регионе нефтеперерабатывающих мощностей”, – заявил глава “Роснефти” Игорь Сечин в ходе визита на предприятие в марте 2018 г.
Второй НПЗ региона – Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Он является ключевым активом группы компаний “Независимая нефтегазовая компания” (ННК). Продукция завода реализуется сбытовыми предприятиями потребителям Хабаровского, Приморского и Камчатского краев, Амурской, Магаданской областей и Бурятии. Инвестиции в его модернизацию, завершенную в 2014 г., составили $3 млрд. Это позволило увеличить мощность переработки, перейти к производству топлива класса Евро-5 и снизить нагрузку на окружающую среду, в том числе благодаря присоединению завода к нефтепроводу ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан). Текущая мощность переработки Хабаровского НПЗ составляет 5 млн. т нефти. В планах – расширить мощность завода до 10 млн. т, увеличив выход светлых нефтепродуктов. В настоящее время поставки нефтепродуктов на внутренний рынок группой компаний ННК составляют 100%. Поэтому Хабаровскому НПЗ уже сейчас в полной мере приходится ощущать на себе все “прелести” налогового маневра, цель которого – сделать экспорт нефти более выгодным, чем внутреннюю нефтепереработку. Как компании возвращать несколько миллиардов долларов, потраченных на реконструкцию завода, никого не интересует. Не говоря уже о том, что для насыщения дальневосточного рынка требуется увеличение мощностей по производству топлива.
Около 50% рынка горюче-смазочных материалов Дальнего Востока занимают независимые нефтетрейдеры. Сейчас они поставлены на грань разорения, поскольку при заморозке правительством розничных цен и сохранении рыночных на оптовом рынке независимые вынуждены продавать топливо практически себе в убыток. В этой ситуации многие АЗС, особенно в отдаленных районах, могут скоро закрыться. Причем если в центральных регионах их место займут конкуренты, то в условиях труднодоступных территорий этого не происходит. Населенные пункты остаются без ГСМ.
Представители независимых АЗС России уже предложили государству компенсировать их убытки, а также учитывать их позицию при регулировании в сфере ТЭК.
Можно также предположить, что для сохранения дальневосточного рынка нефтепродуктов правительство должно будет предпринять какие-то специальные меры, которые позволили бы развивать в регионе как нефтеперерабатывающие мощности, так и рынок сбыта. Эксперты же замечают, что у отрасли накопилось очень много вопросов к регуляторам.
Полная разбалансировка рынка. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов выделил ключевые факторы, которые привели к тяжелой ситуации для независимых АЗС на Дальнем Востоке: “Первый фактор – географический. Это отдаленный регион с неразвитой инфраструктурой. На Дальнем Востоке работают два крупных НПЗ: Комсомольский и Хабаровский. Ближайшие НПЗ расположены в Омске и Ачинске, завозить нефтепродукты оттуда было невыгодно, хотя, например, сейчас цены на Омском НПЗ уже конкурентоспособны. Второй фактор – заморозка розничных цен. При этом оптовые цены остались в рамках рыночных тенденций. Данное решение мы расцениваем как картельный сговор, оператором которого выступило правительство РФ. Причем решение привело к катастрофическим последствиям. Экономика независимых топливных компаний оказалась за гранью рентабельности и целесообразности”.
Представители ВИНК утверждают, что их сбытовой бизнес при текущих параметрах также на грани рентабельности.
По мнению Баженова, к регулятору отрасли накопилось много вопросов: “Искусственно была создана ситуация, когда розничные цены перевели в формат ручного управления, а оптовые цены остались на рыночных началах. Как результат – полная разбалансировка, превышение оптовых цен над розничными”, – заявил эксперт.
Он уверен, что снижение акцизов на 3 тыс. руб./т для бензина и на 2 тыс. руб./т дизельного топлива недостаточно: “Если мы хотим привести рынок в порядок, нам нужна комплексная реформа. А сейчас ситуация копится. Независимые АЗС терпят большие убытки, их владельцы берут кредиты, чтобы выплатить зарплаты. У них нет механизмов, как у ВИНК, покрывать свои затраты за счет других сегментов бизнеса. Поглощать такие АЗС никому особенно не интересно. ВИНКи туда не пойдут: это заправки в отдаленных населенных пунктах, а не на проходных трассах. Ситуация тяжелая повсеместно. Особенно тяжело на Дальнем Востоке, в Сибири и Калининградской области”, – рассказал президент Независимого топливного союза.
Независимые АЗС ждет продажа. Аналитик RaiffeisenBank Андрей Полищук считает, что в ближайшее время ситуация на топливном рынке должна стабилизироваться, поскольку принято решение о понижении акцизов с 1 июля. По его словам, оптовый рынок формируется на основе альтернативы экспорта. “Оптовый рынок более или менее справедлив. Он зависит от цен на нефть на внешнем рынке, транспортных расходов и экспортных пошлин”, – отметил аналитик.
Он пояснил, что рост оптовых цен лишь постепенно перекладывается на конечные цены АЗС из-за контроля со стороны ФАС. “Если происходит резкий рост цен на АЗС, то у ФАС сразу возникают вопросы. Из-за этого, например, “Роснефть” не может резко поднять цены на своих АЗС. Но часть своих затрат компания компенсирует через оптовые цены и другие сегменты бизнеса. Независимые АЗС вынуждены покупать нефтепродукты по высоким рыночным оптовым ценам, но они не могут поставить цены на нефтепродукты на своих АЗС выше, чем у крупных компаний. Кроме того, интегрированные компании имеют возможность компенсировать низкую или отрицательную рентабельность сектора downstream за счет сегмента upstream. А у независимых такой возможности нет”, – заметил Андрей Полищук. При этом аналитик уверен, что закрываться независимые АЗС не должны, они скорее могут быть выставлены на продажу.
Давление в розничном сегменте накапливалось годами. Старший аналитик по нефтегазовому сектору ИК “Атон” Александр Корнилов заметил, что причины превышения оптовых цен на нефтепродукты над розничными абсолютно осязаемы, давление в розничном сегменте накапливалось годами. “Свою роль здесь сыграли большой налоговый маневр, который сократил маржу переработки, восстановление цен на нефть, а также бюджетное правило, в результате чего рубль не укрепился на фоне роста нефтяных цен. Как следствие, произошел диспаритет внутренних и экспортных цен. Чтобы компенсировать внутренние цены, нефтяные компании начали повышать цены на оптовом рынке. Кроме того, на весенний период приходятся основные ремонты на российских НПЗ. Произошли недопоставки нефтепродуктов”, – заявил аналитик.
По его мнению, пока не ясно, как будет разрешаться эта ситуация. “Сейчас принято решение о снижении акцизов. Далее одна из мер, которая обсуждается, – плавающий акциз, привязанный к курсу рубля и ценообразованию на нефтяном рынке. Но одновременно идет дискуссия вокруг налогового маневра, подразумевающего обнуление экспортной пошлины. Если такое решение будет принято, это усилит давление на сектор нефтепереработки”, – пояснил Корнилов. Он также уверен, что для ВИНК существует возможность маневра – компенсировать часть потерь в downstream за счет upstream. “Как правило, ВИНКи не покупают нефть на внутреннем рынке, а перерабатывают то, что добыли. У ННК ситуация иная. Компания нефтедефицитна. Переработка выше, чем добыча нефти. Это серьезно ограничивает ее возможности. А в перспективе 2024 г., если будет обнулена экспортная пошлина, неизбежный рост внутренних цен на нефть может негативно сказаться на финансовых показателях компании”, – считает аналитик ИК “Атон”. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)