Вслед за ростом цен на бензин и дизтопливо в РФ резко – почти на треть с начала года – подорожало и газомоторное топливо (ГМТ). Причиной этого называют рост внутренних цен вслед за ростом мировых, увеличение спроса на фоне дорогого бензина, ремонты на заводах и даже ограничения на время ЧМ-2018 по футболу. В ФАС считают, что ситуацию можно исправить, подняв экспортные пошлины на сжиженные газы.
Розничные цены на газомоторное топливо за январь-август выросли на 31,8%, в том числе на 6,8% в августе, сообщает Росстат (точные данные не приводятся). Повышение коснулось только пропан-бутановой смеси, сообщили в “Газпром газомоторное топливо”, отметив, что компания реализует метан и цена на него в среднем в РФ всего 14 руб. за кубометр. Источник на авторынке говорит, что метан в основном используют автобусы, пропан-бутан – в большей степени легкая коммерческая техника.
Рост подтверждают и в регионах. Замглавы НП “Газовые предприятия Дона” Владимир Башлачев сказал, что розничные цены на ГМТ выросли на 31,8%, оптовые – на 45%. Участник рынка ГМТ в Нижегородской области говорит, что с начала года цены выросли на 50% – на 40% у производителей и на 10% на конечных точках продажи с учетом затрат на транспортировку.
Продавцы приводят разные причины роста цен. Один из них считает, что топливо дорожает в связи с ростом экспортных цен и объемов поставок. Башлачев считает, что на ремонт встали несколько заводов по сжижению, образовался дефицит, говорит он. Но в “Газпром межрегионгазе” сказали, что в 2018 г. увеличили реализацию сжиженных углеводородных газов (СУГ) на внутреннем рынке за счет сокращения экспорта, продажи на СПбМТСБ “значительно превышают” нормативы ФАС и Минэнерго.
Источник на рынке называет главными участниками рынка ГМТ “Газпром” и “Роснефть”, которые производят СУГ в виде смесей, “СИБУР” производит в основном СУГ в виде чистых фракций для нефтехимии. В “СИБУРе” говорят, что российский рынок СУГ профицитный, “весь экспортный объем не может быть размещен в РФ даже в период высокого спроса”. Собеседник, близкий к компании, говорит, что «СИБУР» в последние месяцы увеличил поставки на внутренний рынок.
Владимир Башлачев считает, что на юг страны повлияли и ограничения из-за ЧМ-2018 по футболу: “До него газ к нам из Сибири шел от 4 до 20 дней, сейчас – до 45 дней. Около тысячи вагонов с газом, которые приостановили на полустанках во время ЧМ, до сих пор там и стоят”. Гендиректор ООО “Мобиль-Газ” (Удмуртия) Алик Гадельгареев говорит, что ситуация с ГМТ аналогична ситуации с ценами на бензин весной, и ожидает роста цен в ближайшее время до 40 руб./л. В «СИБУРе» отметили рост спроса на ГМТ на фоне роста цен на бензин, также влияние оказал “ажиотажный спрос, подогреваемый неподтвержденной информацией о запрете поставок СУГ во время ЧМ-2018”. Цена на СУГ привязана к выросшей цене на нефть, добавили в «СИБУРе».
В Минэнерго не ответили на запрос, в Минтрансе сказали, что “по вопросу цен лучше обратиться к производителям”. Глава управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин признает, что на цены оказал влияние рост спроса на фоне подорожания бензина и дизтоплива в мае. Он пояснил, что розничная цена на ГМТ выросла вслед за оптовой, и отметил, что на рынке сейчас высокий экспортный паритет. Нужно изменить подходы к регулированию, полагает Махонин: “При цене на СУГ ниже $490/т экспортная пошлина нулевая (в августе на чистые фракции $7,2/т, на пропан-бутан $18,1/т), мы должны ввести пошлину на уровне нафты (была $74/т)”. Чиновник надеется, что ситуация с ценами стабилизируется в ближайшее время: “С компаниями уже проведена работа по переориентации на внутренний рынок”. Он добавил, что в правительстве рассматривается изменение таможенных пошлин, ФАС представила предложения.
Эксперт по СУГ Reuters Дамир Хальметов отмечает, что резкий рост цен в июле-августе связан с повышением мировых цен на нефть и эти газы, в итоге вырос экспортный netback. Уход на ремонт Сургутского ЗСК “Газпрома” и Пермского НПЗ «ЛУКойла» вкупе с сезонным ростом спроса привел к дефициту в регионах, говорит он, отмечая, что это случается не первый год, хотя рынок СУГ профицитен. Цены могут начать снижение к осенне-зимнему периоду, если мировые котировки не побьют годовые рекорды, отмечает эксперт. Идея приравнять пошлины на СУГ и на нафту связана с тем, что они конкурируют в нефтехимии и их цены коррелируются, отмечает Дамир Хальметов. (Rcc/Химия Украины и мира)