С начала 2018 г. нелегальные заправки массово открываются по всей Украине. Теневыми лидерами являются Донецкая, Киевская и Днепропетровская области. Как выглядит региональный срез нелегального сектора и какие факторы способствуют увеличению численности “подзаборников”?
По данным Госстата, в Украине функционирует около 6,5 тыс. заправок. Согласно опросу представителей “белых” сетей, около 20% рынка нефтепродуктов находится в тени. И в каждой из областей наблюдается увеличение числа нелегальных игроков. “Только в Киеве в прошлом году демонтировали около 350 заправок, после чего многие из них перебазировались в область, – говорит аналитик “Консалтинговой группы А-95″ Артем Куюн. – Думаю, что без разрешительных документов в стране работает не меньше 2500 объектов, а мимо кассы продают намного больше станций”.
В целом, согласно опросам, “подзаборный бизнес” процветает во всех без исключения областях: облсоветы даже не ведут реестры нарушителей. По данным внутреннего мониторинга одного из лидеров национальной розницы, около 400 АЗС оператора окружает минимум 700 нелегальных “соседей”. Большая часть из них торгует дизельным топливом и газом. Согласно мониторингу оператора, наибольшее число нелегалов замечено в Ивано-Франковской, Львовской, Киевской, Днепропетровской, Одесской и Николаевской областях.
“Если до недавнего времени можно было выделить отдельные очаги нелегальной торговли, такие как Киевская и Днепропетровская области, то сейчас бочки появляются в разных уголках Украины”, – отмечает экс-глава Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ) Дмитрий Кулик. По оценкам НАУ, нелегалы “проливают” в месяц не менее 40 тыс. т моторных топлив.
О критической ситуации рассказывают трейдеры, работающие в Донецкой области. “У нас много “подзаборников”. По бензину не очень, газовые отсутствуют, зато дизеля полно”, – рассказал участник рынка на условиях анонимности. По его словам, ворованное топливо составляем до 20% на нелегальных АЗС. При этом власти проблему упрямо не замечают.
В Киевской области нелегалы чувствуют себя не менее свободно, чем в прифронтовой зоне. В августе еnkorr провел рейд по Окружной дороге и Вишневому и насчитал больше 15 объектов. В департаменте экологии и природных ресурсов Киевской областной государственной администрации сообщили, что на данный момент учет незаконных АЗС не ведется. Однако, как отметил на конференции LPG Ukraine 2017 заместитель начальника Главного управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций ГосЧС в Киевской области Вячеслав Асирбабаян, еще год назад в области действовало около 170 нелегальных АГЗП. По приблизительной оценке экспертов, реальная популяция самовольно оборудованных “бочек” в 3-4 раза больше.
В большинстве городов ситуация не многим лучше, чем в областях. Операторы из Запорожья подсчитали, что каждая четвертая станция в городе работает нелегально. В целом их насчитывается около 25 – это четверть рынка. И если раньше теневики работали только с газом, то теперь “обрастают” дизелем и бензином. Власти борьбу с ними не ведут и к части из них имеют непосредственное отношение.
“Проверяют только официальных операторов, которые платят налоги и терпят соседство с незаконными АЗС. А нелегалы безнаказанно работают и отъедают все большую долю рынка”, – рассказал источник.
“Ранее деятельность нелегалов пресекали МЧС и другие службы. Сейчас ничего не проверяют. Даже появляются нефтебазы в городе. Была АЗС, отгородили и построили целую нефтебазу в промышленном районе. Стоят бензовозы и идет нелегальная торговля”, – делится неприятными новостями оператор из Кропивницкого. По его словам, обращения в правоохранительные органы о незаконной торговле подавались неоднократно. К обращениям прилагались фотографии и видеозаписи, которые дают основания для проверки. Однако правоохранители отказывались принять информацию, мотивируя свое бездействием тем, что вопрос не в их компетенции.
Городов, в которых так или иначе противодействуют нарушителям, немного, модели борьбы в них разнятся. В Киеве и Львове наблюдается коллаборация сетевиков с властями.
В столице реальные подвижки начались с подписания меморандума о сотрудничестве между Нефтегазовой ассоциацией Украины и мэром Виталием Кличко. Спустя полтора года чиновники продолжают мониторить ситуацию. Как рассказал начальник управления благоустройства киевской мэрии Тарас Панчий, 8 августа в Киеве стартовала вторая волна борьбы против незаконных заправочных пунктов на территории города. По состоянию на начало сентября в Киеве функционировали 15 нелегальных автомобильных газозаправочных пунктов (АГЗП) и 12 нелегальных дизельных заправок. В частности, в столице продолжает работать сеть АЗС “Барс”. “Мы проиграли “Барсу” в апелляции три дела, два – еще в суде. Совместно с юридическим управлением департамента выработали новый механизм. Хотим завершить эту судебную практику, тогда уже демонтируем их 8 заправок”, – подчеркнул Панчий.
Однако почивать киевским властям на лаврах рано. В столицу то и дело возвращаются демонтированные ранее модули, а также появляются новые “бочки”, причем в откровенно людных местах.
Во Львове массовые демонтажи нелегалов начались в августе этого года. “Буквально за один день, по крайней мере, поснимали все свои вывески. Это было около месяца назад”, – рассказали в одной из крупных сетей, которая представлена в 9 областях Центральной и Западной Украины. Позже львовские власти обнародовали результаты борьбы ГФС с незаконными объектами. Чиновники передали фискалам конкретный список нарушителей. В целом в рамках операции “Акциз-2018” ГФС проверила 103 объекта на территории города и области. В 24 случаях был задокументирован факт незаконной реализации топлива: составлены 22 протокола об изучении административных правонарушений и зарегистрированы два уголовных производства в Едином реестре. Похоже, что неслучайно активное противодействие нелегалам ведется в городе, в котором находится штаб-квартира сети ОККО, известного борца с “тенью”.
По своему пути пошел Днепр. За прошлый год власти города демонтировали 68 незаконных автомобильных автозаправочных пунктов. Тогда же был найден механизм легализации: чиновники начали заключать договоры на передачу объектов благоустройства во временное использование не по целевому назначению. По сути, городские власти узаконили топливные МАФы. Как сообщили в пресс-службе Днепровского горсовета, на начало июля 2018 г. подписан 31 договор. Однако, несмотря на спорную легализацию топливных пунктов, ситуация в Днепре остается плачевной. Кроме узаконенных объектов сплошь и рядом разбросаны модули без минимального пакета документов.
В Харькове нелегалы ведут себя скромнее. “Модули устанавливают в гаражных кооперативах, а также в промзонах. Открыто не становятся, прячутся за заборами”, – делится региональный оператор. Позиция властей четкая: город должен быть чист – хотя бы на первый взгляд. В целом без разрешительной документации в Харькове работает около 30 АГЗП, каждый из которых реализует от 1 тыс. л газа в сутки. Это те же 20% рынка. “Городские власти объявили войну нелегалам, но проверяют законные станции. Проверки участились с лета этого года”, – отмечает источник.
Особняком стоит Полтава: здесь за порядком следят главным образом легальные операторы рынка. Благодаря их сильной позиции, незаконные АЗС в городе присутствуют только эпизодически.
Коррумпированность местных властей считают основной проблемой большинство читателей enkorr. На этот вариант пришлись 55% ответов в сентябрьском опросе на сайте. Треть (33%) опрошенных полагает, что к расцвету нелегальных заправок, которые демпингуют, привело падение доходов населения. Еще 12% респондентов главную причину роста видят в бездеятельности ГФС и активизации налоговых ям и схем “обнала”.
Впрочем, отмечает Артем Куюн, все три причины являются очень мощными драйверами расцвета нелегальной торговли топливом. “Нелегальная торговля нефтепродуктами – целый клубок проблем, нарушения законов здесь на каждом шагу. Махинации на этапе закупки топлива, его продажи, реализации “документов”, размещении заправки и т. д. – это все составляющие успеха нелегалов. Побороть явление можно лишь при комплексном подходе. Для этого легальным операторам придется объединять усилия и активно подключаться к процессу. Сама опухоль не рассосется”, – резюмирует аналитик “Консалтинговой группы А-95”. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)