Литовская Achemos grupe, владеющая крупным предприятием по производству азотных удобрений Achema, не хочет увеличивать свои обязательства по импорту газа через плавучий СПГ-терминал (FSRU) Независимость. Об этом сообщила председатель правления Achemos grupe Л. Лубене по итогам встречи с министром энергетики Литвы Ж. Вайчюнасом 27 марта 2019 г.
Л. Лубене встречалась с Ж. Вайчюнасом, чтобы узнать о планах министерства по поводу снижения затрат Achema на содержание FSRU Независимость. Конкретнее Л. Лубене хотела выяснить, выполнит ли Минэнерго Литвы обещание снизить с июля 2019 г. затраты на содержание терминала примерно на 40%.
Минэнерго Литвы предлагает Achema увеличить обязательства по импорту газа через СПГ-терминал до 1 млрд. куб. м/год газа. Achemos grupe это предложение не подходит, поскольку на фоне роста предложения газа и снижения цен привязываться к такому обязательству на длительный срок было бы нецелесообразно. Тем более, что нужно подождать до 2024 г., когда у Литвы появится право на выкуп FSRU Независимость. А на данный момент слишком много неопределенностей – будет ли выкуплен терминал, будет ли куплен терминал меньшего объема.
Председатель правления Achemos grupe Лидия Лубене заявила о нежелании концерна подписывать долгосрочный контракт на закупку СПГ и намекнула, что терминал в Клайпеде может быть обменен на меньший
Минэнерго Литвы заверяет, что проводит все необходимые действия, чтобы со II полугодия 2019 г. содержание СПГ-терминала для всех потребителей газа обходилось дешевле. По новому порядку потребляющие много электроэнергии предприятия, в т. ч. Achema, смогут уменьшить расходы и повысить конкурентоспособность, воспользовавшись льготой для соответствующих общественным интересам услуг. Однако это льгота будет предоставляться компаниям, у которых нет задолженностей по соответствующим общественным интересам услугам, тогда как у Achema они есть и по ним идут судебные разбирательства.
В настоящее время плата за содержание СПГ-терминала для Achema составляет около 20 млн. евро/год. При снижении затрат на содержание терминала на 40% затраты Achema в абсолютных цифрах уменьшатся на 6-7 млн. евро/год. Это положительно скажется на финансовом состоянии Achema, которая сильно зависит от цен на газ и дополнительные расходы для компании очень чувствительны.
Летом 2018 г. компания попала в финансовые ножницы, когда в условиях высоких цен на газ и низких цен на минеральные удобрения дополнительные затраты сделали продукцию Achema неконкурентоспособной. Компания вынуждена была остановить часть производства. Был закрыт 1 из 2 цехов, производящих аммиак, не работала часть цеха, производящего карбамид, была остановлена когенерационная электростанция, поставлявшая энергию производственным мощностям. В тех цехах, где работа не останавливалась, были сокращены объемы производства продукции.
В 2018 г. Achemos grupe вела плотные переговоры с Минэнерго Литвы по вопросу содержания терминала. Минэнерго предлагат концерну сделку: заключение долгосрочного контракта на поставку СПГ в обмен на снижение затрат на его содержание. Achemos grupe же предложения министерства не устраивают, разногласия между концерном и министерством до сих пор не улажены.
Правительство Литвы одобрило покупку FSRU Независимость у судовладельца – норвежской Hoegh LNG – 21 ноября 2018 г. Право выкупа у Литвы появится после 2024 г., когда закончится срок его аренды. Предполагается, что выкуп судна позволит распределить затраты на содержание СПГ-терминала на более длительный временной период. Осуществлено это будет за счет привлечения кредита в 308 млн. евро, из которых 148 млн. пойдет на содержание терминала.
С 2019 г. планируется снизить расходы как минимум на 23 млн. евро – с 66 до 43 млн. евро/год. Далее стоимость использования FSRU продолжит снижаться – до 40 млн. евро/год к 2024 г., 37 млн. евро/год к 2034 г. и до 35 млн. евро/год к 2043 г. При этом судьба FSRU Независимость после 2024 г. туманна.
Судно может продолжить работу в качестве СПГ-терминала в порту Клайпеды, но возможны варианты. Не исключено, что судно будет продано, а на вырученные средства будет куплен другой FSRU, меньшей мощности. Кроме того, Независимость может быть переквалифицирована в обычный танкер-газовоз. (neftegaz.ru/Химия Украины и мира)