С конца июля осложнились поставки автомобильным транспортом удобрений из Польши и проходящих транзитом через Польшу, например, из Литвы, Германии и других стран Западной Европы. Значительная часть удобрений и другой агрохимической продукции из этих стран поставляется именно автотранспортом. Железнодорожный транспорт менее предпочтителен по причине несоответствия ширины колеи.
Сложности возникли, так как польская сторона перестала продлевать лицензии украинским перевозчикам, таким образом, транспорт не может заехать на территорию Польши. Это привело к задержкам в поставках операторами рынка. Сейчас, в важнейший момент подготовки к сезону внесения, ситуация грозит обернуться тем, что часть сельхозпроизводителей получит импортные удобрения слишком поздно. Задержка составляет до 2-3 недель.
Импортеры стараются разрешить проблему, перестраивая логистические схемы, в частности ищут прямые способы доставки железнодорожным транспортом, например из Литвы, либо переходят на комбинированную схему поставки автотранспортом на границу Украины с перегрузкой в железнодорожные вагоны. Так как проблема коснулась не только удобрений, но и всех других товаров, резко подскочил спрос на полувагоны и вагоны, а также на услуги транспортировщиков, имеющих возможность возить грузы из Польши.
За первое полугодие 2019 г. в структуре импорта NPK-удобрений польские занимали 9%. Не менее 17% комплексных удобрений поставлялось из стран, логистика из которых часто построена на автомобильных перевозках – Литвы, Нидерландов, Финляндии и др. В первой половине года все суперфосфаты поступали от польских производителей. Значительные поставки аммиачной селитры идут из Польши и Литвы – 16% из обеих стран.
Источники утверждают, что министром инфраструктуры В. Омельяном, президентом АсМАП Л. Костюченко и главой Федерации работодателей транспорта Украины О. Климпушем было направлено письмо президенту В. Зеленскому, где описывается критическое положение дел и изложены причины происходящего. В частности, указывается, что “польская сторона передала украинским перевозчикам на 20% меньше разрешений, чем в 2018 г. Потому прогнозируется, что с конца третьего квартала и до конца текущего года экспортеры, импортеры и перевозчики не будут иметь доступа к европейскому рынку из-за отсутствия польских разрешений”. Авторы письма просят президента во время визита в Польшу в сентябре 2019 г. включить данный вопрос в программу и обсудить возможность получения дополнительно не менее 40 тыс. разрешений для перевозчиков.
Степень достоверности письма «Инфоиндустрии» неизвестна, однако описание ситуации совпадает с действительностью. Импортеры констатируют, что “квоты на перевозку” со стороны Польши еще никогда так рано “не заканчивались”, а подобные проблемы возникали и предыдущие годы, но к концу года на рынок удобрений сильно не сказывались.
Операторы рынка удобрений, в частности импортирующие товар из Польши, не намерены повышать цены для украинских сельхозпроизводителей, однако, информируют клиентов о задержках в получении заказанных грузов и применяют режимы форс-мажора.
По данным участников рынка, проблем с автопоставками из других страны Европы не возникает. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)