Объем рынка авиационного топлива в 2019 г. сократился на 39% (на 305 тыс. т) до 483 тыс. т после введения с 1 января системы контроля над его целевым использованием. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Отгрузки авиакеросина с Кременчугского НПЗ, который по итогу года занял 45% украинского рынка, сократились на 2,9% до 219 тыс. т.
Импорт снизился на 53% (на 299 тыс. т) до 265 тыс. т. При этом железнодорожные поставки выросли на 6% до 222 тыс. т, а импорт по морю обвалился в более чем 8 раз, до 43 тыс. т.
Крупнейшим источником импорта в 2019 г. стала Литва, нарастив объем отгрузок с Мажейкяйского НПЗ на 10% до 153 тыс. т. Импорт из Беларуси (Новополоцкого НПЗ) практически сохранился на уровне 2018 г. – 69 тыс. т.
Из 43 тыс. т, которые в 2019 г. были поставлены по морю, 28 тыс. т пришлись на греческое топливо, еще 15 тыс. – на итальянское.
С 1 января 2019 г. с целью борьбы с нецелевым использованием авиационного керосина, в частности его смешиванием с ДТ, вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, если импортер или производитель не подтвердит, что топливо было использовано для заправки самолетов или поставки для Минобороны и Госрезерва. Это требование остается в силе и в 2020 г.
Учитывая ушедший с рынка в 2019 г. объем авиакеросина, который смешивался и продавался под видом ДТ, государственный бюджет по итогу года только на разнице в ставках акциза дополнительно получил около EUR43 млн. евро или 1,2 млрд. грн. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)