“Белорусская нефтяная компания” укрепила позиции на украинском рынке бензина, нарастив в I квартале поставки на 10,6% до 148 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (134 тыс. т). Об этом со ссылкой на оперативные статистические данные сообщили в “Консалтинговой группе А-95”.
Доля белорусского бензина в балансе украинского рынка в I квартале выросла на 4 п. п. с 31% до 35% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. Рост поставок, по словам трейдеров, стал результатом продажи бензина в пакете с дизельным топливом по терм-контрактам на 2020 г. На одном из двух тендеров на поставку дизельного топлива на 2020 г. “Белорусская нефтяная компания” поставила обязательное условие покупки бензинов в объеме не менее 40% от заявленного объема ДТ.
Увеличение импорта из Беларуси привело к 14%-ному снижению поставок из Литвы: с 76 тыс. т в I квартале 2019 г. до 65 тыс. т за первые три месяца текущего года. Поставки бензина группой Orlen с польских НПЗ в I квартале не осуществлялись, тогда как в прошлом году в этот период в Украину поступили 8,5 тыс. т.
Производство бензина на украинских НПЗ, по оценкам “Консалтинговой группы А-95”, в I квартале повысилось на 1% до 211 тыс. т. Доля украинского бензина в балансе рынка выросла с 49% до 50%. В целом баланс рынка бензина в первом квартале составил 425 тыс. т, что практически соответствует объему рынка за аналогичный период 2019 г. (427 тыс. т).
По итогу 2 месяцев 2020 г. рост рынка бензина составлял 7%. В марте из-за снижения спроса в связи с карантином поставки бензинов на рынок сократились на 12%.
Баланс украинского рынка бензинов в 2019 г. составил 1,95 млн. т, что на 1,3% больше 2018 г. Производство украинскими НПЗ в 2019 г. повысилось на 10% (на 84 тыс. т) до 908 тыс. т. Импорт в 2019 г. сократился на 5,6% или на 56 тыс. т и составил 1,03 млн. т.
В 2018 г. “Укртатнафта” начала лоббировать введение заградительных пошлин на импорт бензинов из Беларуси, мотивируя необходимостью защиты внутреннего производителя против субсидированного импорта. В конце 2019 г. от этой идеи в “Укртатнафте” временно отказались, начав кампанию против импорта российского ДТ и СУГ. Также “Укртатнафта” продолжает настаивать на пересмотре ставок акцизного налога на бензин и сжиженный газ, из-за роста популярности которого потребление бензинов в последние годы снижалось. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)