Главный тренд последних лет – трансформация бензина в сжиженный газ. Вот уже года три, как этому процессу пророчат завершение, но в 2019 г. потребление сжиженного газа вновь увеличилось на 11% и превысило 2 млн. т. Очередной рекорд вывел Украину в лидеры мирового рейтинга почитателей этого энергоресурса.
При этом автоматически обострился вопрос стабильного и безопасного обеспечения, которое пока опирается преимущественно на Россию со всеми вытекающими отсюда рисками. Варианты есть, притом настолько интересные, насколько и призрачные.
Made in USA. Глобальная трансформация спроса на энергоресурсы стимулирует занимательные перемены в сфере поставок сжиженного углеводородного газа (СУГ, LPG). Пять лет назад на эту сцену вышли Соединенные Штаты, заставив поверить в то, что еще недавно казалось фантастикой. Американская сланцевая революция выбросила на рынок огромное количество пропана, а трейдеры создали мощности для его перевалки на море и транспортировки за океан. Характерно, что сами Штаты СУГ не потребляют.
По данным агентства Thomson Reuters, экспорт из США вырос в 2019 го. на 18,8%, или до 41 млн. т (более 20 емкостей рынка Украины). Торговые войны и другие политические процессы изменили географию этой экспансии: американцам пришлось перенаправить колоссальный объем с китайского рынка в Европу. Общий рост поставок в страны Старого Света за год составил 31%.
В Европе американский газ прогнозируемо вступил в борьбу с российским, изрядно потеснив его позиции. Но и россияне не сидят сложа руки. Крупнейший российский производитель LPG “СИБУР” в 2019 г. пустил крупный нефтехимический комплекс. Производство будет забирать на переработку около 1,8 млн. т пропан-бутана в год, а это треть всего российского экспорта. Выбирая между направлениями, по которым придется сократить экспорт, россияне урезали поставки на дальние рынки, сохранив контроль над ближним зарубежьем, в частности над рынком Польши.
Почему это важно для Украины? Цены на польско-белорусской границе – главный бенчмарк для рынка Восточной Европы, эта котировка регулирует, в частности, цену на основной объем российского и белорусского газа, поставляемого в Украину. Но главное, что индекс оказывает определяющее влияние на поток газа из альтернативных источников, в первую очередь из региона АRА (топливный хаб Амстердам-Роттердам-Антверпен) в Польшу. А там и до Украины недалеко…
Опыт Польши в целом очень важен и интересен для Украины. Во-первых, развитие украинского рынка движется в общих чертах по польскому пути. Во-вторых, РФ играет решающую роль в снабжении и ценообразовании обоих рынков. В-третьих, польские трейдеры все активнее участвуют в наполнении газом Украины.
Дорога к морю. Сокращения поставок российского газа в Польше ждали давно, местные трейдеры готовились к этому, прорабатывая альтернативные источники. Ресурсы ожидаемо нашли на море, где все активнее стал появляться тот самый американский газ. Заокеанский ресурс начали принимать в Гданьске. Правда, пока польские порты не могут разгружать большие танкеры, в которых газ приходит в Европу из США: груз сначала разливают в “лодки” помельче. Например, в 2019 г. одной из таких баз перевалки стал шведский порт Карлсхамн. Шведов также коснулось сокращение поставок компанией “СИБУР”, они также нашли ему замену в Америке.
На конец 2022 г. на северо-западе Польши планируется пуск крупного комплекса по переработке СУГ, для его загрузки потребуется увеличить импорт почти на треть. В рамках проекта предполагается строительство терминала, способного принимать крупные суда напрямую, ведь удельная стоимость транспортировки в больших танкерах в разы ниже. Это значит, что перейти на ресурс, альтернативный российскому, будет еще проще.
Создание мощного канала поставок “морского” газа в Польше в перспективе может быть интересно и Украине.
“Сегодня никто не держит объемы под Украину, спрос открывается ситуативно. Если рынок созреет для долгосрочной работы, можно покупать дополнительные объемы с моря”, – говорит крупный польский трейдер.
В ожидании “погоды”. Минувший год ознаменовался знаковым событием – в одесский порт прибыла партия автогаза американского производства. Характерная деталь: газ пришел не напрямую, а был перегружен на Кипре в небольшую “лодку”. Как и Польша, мы пока не имеем терминалов для приема больших танкеров. Между тем Украине терминал для резервного снабжения с моря крайне необходим. Доля российского газа в балансе рынка – 33%, также от России зависит транзит казахского газа в Украину, а это еще 15% рынка. В случае чего оперативно заместить выпавшие объемы будет нечем.
С другой стороны, крепкие позиции российского газа в Украине и Польше объясняются просто – минимальной ценой. Любая, даже самая близкая альтернатива: а) намного дороже, б) зачастую это тот же российский газ, но с наценкой перекупщиков.
Последние пару лет рынок время от времени моделирует жизнь без России. К таким мыслям в последний раз подтолкнули действия российских властей в мае 2019 г., когда были остановлены не только поставки российского газа, но и транзит казахского в Украину. Тогда казахским трейдерам пришлось получать в Минэкономразвития РФ спецразрешения на транзит газа в Украину, а к согласованию документов были привлечены правительства обеих стран. Эти проволочки сбили график отгрузок из Казахстана, а компании помельче так и не получили разрешения.
Заместить поставки российского газа Украина может достаточно безболезненно. В последние годы разница в цене газа с моря и ресурса на восточной границе Украины составляла около $100-150/т, а в 2019 г. этот показатель снизился до $30 в среднем по году. То есть ресурс с моря если и будет дороже, то ненамного. Другое дело, что возможности по его приемке до сих пор очень ограничены. Реальные мощности по обработке СУГ в Одессе и Черноморске составляют около 40-45 тыс. т в месяц. Чтобы перекрыть российские 70 тыс. т, придется поднапрячься казахам, белорусам и полякам.
Если же, как в мае 2019 г., вместе с российскими выпадут поставки из Казахстана, то компенсировать этот объем будет уже проблематично, а из-за ценового взрыва вряд ли сохранится привлекательность автогаза.
Украина могла бы чувствовать себя куда более спокойно, будь у нас крупный комплекс по приему СУГ с моря. Но государственным компаниям типа “Нафтогаза Украины” явно не до этого (они вообще показали свою приверженность обратному переходу с газа на бензин), а частным – тем более. Речь идет о проекте стоимостью около $40 млн. и годах на его реализацию и возврат инвестиций. Но о каком возврате можно мечтать, если “морской” газ намного дороже российского? В нынешних условиях он рискует превратиться во второй “Южный поток” и нефтепровод Одесса – Броды.
“Чтобы загрузить терминал, нужна пошлина на российский газ в $85-100/т и гарантии ее сохранения на протяжении 5-7 лет. Тогда и инвестор найдется, и будет независимость от России”, – говорит представитель крупной трейдинговой компании.
Однако сегодня, когда инвестпроектом называют детские площадки, подобные рассуждения и планы выглядят фантастически. И это без учета колеблющегося внешнеполитического вектора. (Аналитик “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн, zn.ua/enkorr.ua/Химия Украины и мира)