Мировая нефтехимическая промышленность в эпоху пандемии сталкивается с бесконечными проблемами: зимний шторм в Техасе, ураганы Лаура и Зета в Луизиане, центре нефтехимического производства, удары молний в установки в США и т. д., которые в условиях высокого спроса и ограниченного предложения нарушили многие цепочки поставок, пишет Associated Press.
Цена на поливинилхлорид, используемый для изготовления труб, медицинских устройств, кредитных карт, виниловых пластинок и т. д., взлетела на 70%. Стоимость эпоксидных смол, используемых для покрытий, клеев и красок, выросла на 170%. По данным ICIS, стоимость этилена – возможно, самого важного химического вещества в мире, используемого во всем – от упаковки пищевых продуктов до антифриза до полиэстера – выросла на 43%.
Издание отмечает, что когда экономика погрузилась в почти паралич, производители нефтехимической продукции, как и производители всех типов, сократили производство. Поэтому их застали врасплох, когда случилось непредвиденное: экономика довольно быстро восстановилась и потребители, получившие помощь от государств, возобновили траты с поразительной скоростью и энергией.
Тогда компании начали изо всех сил пытаться закупить сырье и запчасти для удовлетворения растущих заказов. Панические покупки усугубили дефицит, поскольку компании поспешили пополнить запасы, пока могли, пишет агентство.
На фоне ограниченного предложения и растущего спроса произошла серия событий: все, что могло пойти не так, сработало. “В 2020 г. ураганы Лаура и Зета обрушились на Луизиану, центр нефтехимического производства. Затем, в феврале, на Техас с его многочисленными нефтеперерабатывающими и химическими предприятиями обрушился зимний шторм. Миллионы домашних хозяйств и предприятий, включая химические заводы, потеряли электроэнергию и тепло. Замерзли трубы. Погибло более 100 человек. В результате июльского удара молнии в Лейк-Чарльз, штат Луизиана, временно остановлен завод по производству полипропилена, используемого в потребительской упаковке и производстве автомобилей”, – отмечает издание.
Отрасль только начинала восстанавливаться, когда в августе на побережье Мексиканского залива обрушился ураган Ида, в очередной раз повредивший нефтеперерабатывающие и химические заводы. Как будто этого было недостаточно, тропический шторм Николас вызвал наводнение.
“Некоторые из этих нефтехимических заводов, расположенных ниже по течению в регионах побережья Мексиканского залива, все еще закрыты из-за урагана Ида”, – отметила Бриджит Бадхлалл, профессор инженерии пластмасс в Массачусетском университете в Лоуэлле.
Генеральный директор Института управления поставками, ассоциации менеджеров по закупкам Том Дерри отметил, что у компаний, связанных с базовыми химическими веществами, “был адский год”.
Нехватка химикатов в сочетании ростом цен на нефть на мировом рынке означает повышение цен на многие товары.
Проблемы в цепочке поставок нефтехимической продукции усугубляются нехваткой рабочей силы и транспортных контейнеров, а также перегруженностью портов. Некоторые азиатские порты были закрыты из-за вспышек COVID-19. В Соединенных Штатах порты, подобные тому, что находится в Лонг-Бич, штат Калифорния, борются с нехваткой судов, ожидающих разгрузки.
Профессор менеджмента в Университете Нотр-Дам Кейтлин Вовак считает, что такая ситуация может продолжаться очень долго в связи с многочисленными факторами.
AP отмечает, что сложившая ситуация заставляет производителей пересмотреть некоторые из своих практик. На протяжении десятилетий компании перемещали производство в Китай, чтобы заработать на более низких затратах на рабочую силу. Они также снижали расходы, сводя запасы к минимуму. Используя стратегию “точно в срок”, они покупали материалы только по мере необходимости для выполнения заказов. Но, как показали рецессия и восстановление, поддержание запасов в изношенном состоянии сопряжено с риском.
Аналитики ожидают, что кризис в нефтехимии продолжится и в 2022 г. (rupec.ru/Химия Украины и мира)