В России продолжается реформирование отрасли обращения с отходами в рамках нацпроекта “Экология”. Особое внимание власти уделяют теме утилизации упаковки, которая занимает до 50% от общего объема образования твердых коммунальных отходов. В частности, в конце августа президент РФ Владимир Путин согласовал предложения по изменению механизма расширенной ответственности производителей (РОП), представленные вице-премьером Викторией Абрамченко.
В рамках предложенных изменений – перенос ответственности за утилизацию упаковки с производителей товаров на производителей самой упаковки, увеличение норматива утилизации упаковки до 100% с 2025 г., вытеснение ассоциаций утилизаторов из механизма РОП.
Зачем нужны изменения в РОП. Основная причина реформации механизма, действующего с 2015 г., по словам вице-премьера, заключается в его неэффективности.
Во-первых, как такового контроля за РОП на данный момент нет, значит, гарантировать его исполнение никто не может. “Вместо переработки производимого “мусора” – липовые сертификаты утилизации, отсутствие мощностей и отправление отходов на свалки”, – написала Абрамченко в своем Telegram.
Во-вторых, сами нормативы по объемам утилизации упаковки позволяют производителям идти на некоторые хитрости. К примеру, производитель, у которого среди упаковки преобладает полистирол, может отчитаться только за утилизацию имеющегося у него ПЭТФ, а за полистирол с него никто не спросит.
В-третьих, текущая версия РОП подразумевает конфликт между ассоциациями, которым производители упаковки делегируют свои задачи по утилизации, и операторами по вывозу отходов. “Регоператорам выгодно, когда раздельного сбора нет и на свалку едут большие объемы твердых коммунальных отходов, так как они зарабатывают на тарифе: чем больше они вывезут ТКО, тем больше заработают. А без раздельного сбора извлечь отходы упаковки из смеси ТКО не представляется возможным, сколько денег не собери с бизнеса”, – пояснили в ассоциации «РусПэк».
Суть новой концепции состоит в том, чтобы предприниматели самостоятельно заключали договоры с предприятиями, осуществляющими утилизацию, либо утилизировали упаковку за счет своих мощностей. В ином случае им нужно будет оплатить экологический сбор.
Реформация РОП в целом положительно оценивается отраслевым бизнес-сообществом, так как основное изменение направлено на повышение прозрачности процессов утилизации упаковки.
“Ключевые направления обновленного РОП находят отклик у компании: мы поддерживаем минимизацию образования отходов упаковки и раздельный сбор отходов как в контуре “Сибура”, так и совместно с нашими партнерами, – рассказал директор по устойчивому развитию “Сибура” Максим Ремчуков. – В этом году мы запускаем проект по вовлечению пластиковых отходов в производство на предприятии “Полиэф” – там будут выпускаться ПЭТФ-гранулы с содержанием вторичного сырья под брэндом Vivilen, материал предназначен для создания пищевой упаковки”. Компания также рассчитывает, что РОП подстегнет развитие технологий химического рециклинга, что позволит эффективно перерабатывать трудно разделяемые и загрязненные отходы, отметил Ремчуков.
Категорически против принятия законопроекта выступают, пожалуй, лишь ассоциации, представляющие интересы производителей упаковки, так как их существование фактически теряет смысл.
Ответственность – утилизация. Объективное беспокойство у отрасли, пожалуй, вызывают лишь цифры, обозначенные в предложении Абрамченко: “утилизация 100% с 2025 г.”.
“Сейчас норматив утилизации на разные виды упаковки составляет от 15% до 45%, реальный объем утилизации отходов упаковки – в среднем от 10% до 20% (в зависимости от вида упаковки). Ускорить рост утилизации отходов упаковки мог бы раздельный сбор отходов, а также внедрение стимулирующих мер для бизнеса, который использует вторичное сырье для производства упаковки”, – считают в «РусПэке». Однако достичь полной утилизации упаковки еще никому в мире не удавалось, подчеркнули в ассоциации.
“Полагаем, что такого показателя можно будет достичь не ранее, чем в 2035 г. или даже в 2040 г. Хотя эти сроки выглядят слишком растянутыми по времени, но на самом деле они вполне соответствуют тем срокам, в течение которых, например, Евросоюз планирует полностью перейти на зеленую энергетику и экологически чистые производства”, – отметила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Шансы на то, что всем российским компаниям удастся утилизировать всю произведенную упаковку с 2025 г., ничтожно малы. “Требуется синхронизация действий в разных отраслях и понимание, что бизнесу необходимо время на адаптацию к новым правилам и требованиям к продукции”, – отметил Ремчуков.
Наиболее сложно подстроиться под новый механизм утилизации будет небольшим производителям упаковки, так как крупные компании располагают более значительными финансовыми ресурсами, чтобы наладить самостоятельную утилизацию упаковки или обратиться к специализированным организациям, считает Мильчакова.
Тем, кто не успеет подстроиться под новые правила, придется платить экосбор – некий штраф, сумма которого пойдет на утилизацию упаковки силами государства. И тут бизнес справедливо задает вопрос – если мы оплатим (а значит, население) экосбор за 100% выпущенной на рынок упаковки, то кто и в каком количестве ее соберет и утилизирует? Почему все те, кто призывает ввести 100% норматив для бизнеса, не берет на себя обязательств собрать и утилизировать эти 100%, если за них будет сполна уплачено, рассуждает представитель «РусПэка».
Очевидно, что и государственные структуры не смогут сразу же переработать весь объем упаковки, так как нет необходимой инфраструктуры. Подразумевается, что часть денег с экосбора будет направляться на развитие региональных программ в области обращения с отходами, строительство мощностей для утилизации и переработки ТКО.
По сути, произошла подмена понятий: 100%-ная ответственность производителей не сможет гарантировать 100%-ную утилизацию.
В «РусПэке» считают, что наиболее эффективным вариантом реформирования системы РОП было бы введение целевых показателей по раздельному накоплению отходов и назначение ответственных за их достижение. Тогда бизнес будет стремиться исполнить нормативы утилизации, внедряя раздельный сбор отходов, а региональные операторы и муниципалитеты будут всячески поощрять внедрение раздельный сбор отходов, так как им самим будет необходимо достигать установленные для них показатели по РСО. Обоюдовыгодное движение навстречу к одной цели приведет к искомым результатам – снижение уровня захоронения и повышение утилизации. (rupec.ru/Advis.ru/Химия Украины и мира)