Европейские цены на толуол, вероятно, будут поддерживаться в 2023 г. высоким спросом на высокооктановые компоненты, особенно со стороны бензиновых двигателей в разгар летнего автомобильного сезона. Но цены вряд ли достигнут рекордного уровня 2022 г.
Спрос на октановые компоненты, такие как толуол, резко вырос в середине 2022 г., поскольку избыток нафты расширил разницу между бензином и нафтой до уровня выше $600/т и побудил нефтепереработчиков покрыть затраты на модернизацию путем смешивания большего количества легкой субоктановой нафты. Надбавки за толуол к бензину достигли рекордного уровня около $450/т.
В то время как спред бензина и нафты сузился до $100/т в декабре, и бум в тех же масштабах вряд ли повторится, избыток предложения нафты, вероятно, сохранится в 2023 г.
Большинство нефтеперерабатывающих заводов США на побережье Мексиканского залива имеет избыток нафты, при этом экспорт вырос до 300000 баррелей в сутки с начала пандемии с почти 200000 в начале 2020 г.. частично чтобы компенсировать высокие затраты на водород и необходимость дальнейшей десульфурации. Избыток предложения усугубляется падением спроса на европейскую нафту в Азиатско-Тихоокеанском регионе, вызванным политикой Китая по борьбе с коронавирусом, которая ударила по потреблению.
Экспорт нафты из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион достиг 1 млн. т/мес в 2021 г., но упал до 570 тыс. т/мес. с января по ноябрь 2022 г. и составил всего 350 тыс. т в мае. Даже при восстановлении спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе экспорту из Средиземноморья будет трудно вернуться к допандемическим уровням, поскольку товары из Ближневосточного залива и России будут сначала направляться на восток.
Арбитражные возможности для США, вероятно, продолжат обеспечивать основу для европейских ценностей. Чистый экспорт нафты из Западной Европы составлял около 330000 т в 2020 и 2021 годах, из которых более 120000 т в год отправлялись в США, но этот показатель снизился после закрытия заводов в Европе. Установка Versalis мощностью 50000 т/год в Порто-Маргера в Италии была закрыта в 2022 г., а установка по производству толуола Galp мощностью 140000 т/год в Порту, Португалия, закрыта в 2021 г. Сочетание этих закрытий оставляет Европу открытой для возможных перебоев с поставками.
За первые девять месяцев 2022 г. страны ЕС-15 экспортировали в США более 46000 т толуола, а в четвертом квартале экспорт увеличился, поскольку экономические условия стали более благоприятными. Поскольку спрос на химикаты в Европе, вероятно, останется ограниченным в начале 2023 г., производители снова будут стремиться к экспорту через Атлантику. Европейский спрос на TDI в сфере переработки и сбыта был ослаблен из-за опасений по поводу рецессии, которая будет означать падение спроса на использование в таких областях, как производство матрасов или в автомобильном секторе. Высокие цены на сырье и энергию ограничивают ставки по всей Европе, и в следующем году покупателям химикатов снова придется конкурировать с бензиновым пулом.
Многие заводы TDI были остановлены на плановое и внеплановое техническое обслуживание во второй половине 2022 г., а некоторые продлены до 2023 г.
В 2023 г. на толуол, вероятно, снова повлияют устойчиво высокие цены на газ, которые повлияли на маржу производителей и привели к снижению объемов добычи. Нидерландская цена на природный газ TTF на сутки вперед достигла пика в 308 евро/МВт-ч 25 августа по сравнению с 45,20 евро/МВт-ч годом ранее. С тех пор цены снизились, но остаются на исторически высоком уровне и снова превысили 100 евро/МВт-ч в декабре, а форвардная кривая показывает, что они оставались на этом уровне в течение большей части первого квартала 2023 г., потенциально выйти на спотовый рынок, чтобы выполнить свои договорные обязательства, а не наращивать ставки.
В Германии особую обеспокоенность вызывает зима 2023 г. Хотя в 2022 г. хранилища газа были частично заполнены за счет российского импорта, они вряд ли снова будут доступны. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)