Европейский рынок авиатоплива в 2023 г. останется напряженным из-за продолжающегося восстановления спроса на авиаперевозки и ограничений предложения.
МЭА ожидает, что глобальное потребление авиакеросина увеличится на 13% в 2023 г., опережая рост спроса на любой другой продукт нефтепереработки. Удовлетворение ожидаемого роста спроса сталкивается с рядом препятствий в Европе.
Во-первых, на региональные поставки повлияет предстоящий запрет ЕС на импорт нефтепродуктов из России. Европа в значительной степени зависит от России в плане дизельного топлива, дефицит предложения, вызванный прекращением российского импорта, будет значительным, что усугубится исторически низкими запасами дизельного топлива в регионе. Если это приведет к тому, что цены на дизельное топливо в Европе будут расти значительно более быстрыми темпами, чем цены на реактивное топливо, это будет стимулировать местные нефтеперерабатывающие заводы максимизировать выход дизельного топлива за счет реактивного топлива.
Поскольку Европа все больше зависит от импорта авиатоплива с рынков к востоку от Суэца, еще одним фактором, который может повлиять на предложение в регионе в 2023 г., является стоимость фрахта. После вторжения России в Украину в феврале 2022 г. геополитическая неопределенность привела к росту страховых взносов, в результате чего ставки чистых танкеров достигли рекордно высокого уровня для большинства мировых маршрутов.
Третьим фактором, который может ограничить предложение в Европе, является более низкая доступность китайского импорта. Согласно данным Vortexa, в 2022 г. Европа импортирует из Китая гораздо больше авиакеросина: в 2022 г. прибудет 1,1 млн. т, большая часть из которых приходится на четвертый квартал, по сравнению с 614000 т в 2021 г. Импорт в таком масштабе не гарантирован в 2023 г. Китайское правительство значительно увеличило свои экспортные квоты в сентябре в ответ на снижение внутреннего спроса на авиаперевозки после введения в стране жестких ограничений, введенных в связи с COVID-19. Сейчас, когда страна открывается, внутренний спрос может увеличиться, а экспорт упасть.
Что касается спроса, ожидается, что авиаперевозки в Европе продолжат восстанавливаться после пандемии в 2023 г., хотя масштабы восстановления неясны, учитывая мрачные экономические перспективы региона. Кризис стоимости жизни, вызванный безудержной инфляцией, может снизить аппетит к зарубежным поездкам в 2023 г. Авиакомпании также по-прежнему испытывают значительные финансовые трудности, что в сочетании с неизменно высокими темпами инфляции будет поддерживать повышательное давление на стоимость авиабилетов. Кроме того, перспектива новых забастовок работников авиакомпаний и аэропортов может привести к отмене рейсов в 2023 г., как это произошло в 2022 г.
В 2022 г. восстановление спроса в Европе было неравномерным. Аэропорты в деловых и туристических центрах, таких как Лондон и Испания, превысили 80% своего пассажиропотока до пандемии, в то время как в аэропортах в других регионах, таких как Скандинавия, их пассажиропоток составляет менее 70% от 2019 г. Европа также неравномерно пострадала от последствий войны в Украине: спрос на авиаперевозки в Балтийском регионе пострадал больше, чем где-либо еще на континенте. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)