Индийские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) увеличивают экспорт бензина и дизельного горючего до самого высокого уровня за несколько лет. Это стало возможным благодаря расширению мощностей по переработке сырой нефти и росту внутреннего смешения этанола, что освободило дополнительные объемы топлива для зарубежных рынков, сообщили Reuters трейдеры и аналитики.
НПЗ Индии, закупающие около трети своей сырой нефти в России, наращивают переработку и перенаправляют излишки на экспорт. Ожидается, что рост поставок поможет удовлетворить зимний спрос на мазут в Европе и поддержит маржу переработки в Индии после перехода на более дешевую российскую нефть, которую страна начала активно покупать после санкций ЕС и США против Москвы за развязанную Россией полномасштабную войну против Украины.
Вашингтон обвинил Индию в наживе, ведь она импортирует российскую нефть по сниженным ценам и перепродает очищенное топливо подороже. В то же время Дели заявил, что подобные закупки стабилизируют рынки.
По данным Wood Mackenzie, в 2025 году переработка сырой нефти в Индии вырастет на 130-160 тыс. баррелей в день (б/д) до 5,51 млн. б/д. Экспорт бензина достигнет рекордных 400 тыс. б/д. Поставщик данных Kpler прогнозирует, что в 2025 году экспорт бензина составит 387 тыс. б/д главным образом в Азию.
Аналитики объясняют рост экспорта слабым внутренним спросом в сезон муссонов и меньшим количеством плановых ремонтов. Дополнительным фактором является увеличение доли этанола в бензине до 20% в текущем году (против 12% в 2023 г.).
НПЗ, возглавляемые Reliance Industries и Mangalore Refinery and Petrochemicals Ltd, активно наращивают экспорт, пользуясь высокой азиатской маржей бензина, с начала года выросшей на 51% до $11-12/баррель.
Ожидается, что экспорт газойля из Индии в 2025 году достигнет четырехлетнего максимума. По прогнозам Wood Mackenzie, он составит 610-630 тыс. б/д, в то время как Kpler оценивает его в 560 тыс. б/д. Основные объемы пойдут в Европу для покрытия зимнего спроса на отопление, поскольку в IV квартале предложение может снизиться из-за ремонтов НПЗ в Европе и на Ближнем Востоке.
На этом фоне поставки из Саудовской Аравии, по оценкам Energy Aspects, сократятся на 300 тыс. б/д до 400 тыс. б/д в октябре-ноябре из-за техобслуживания нескольких НПЗ Aramco.
В конце августа Reliance Industries отправила около 2 млн. баррелей дизельного горючего в Европу на очень крупном нефтеналивном танкере Atokos. Это нетипичный шаг, так как обычно такие грузы перевозят на меньших танкерах-продуктовозах.
Евросоюз в своем 18-м пакете санкций против России (июль 2025 года) заявил, что прекратит импорт нефтепродуктов, произведенных из российской сырой нефти, после переходного периода в шесть месяцев. Исключения будут действовать для импорта из Норвегии, Великобритании, США, Канады и Швейцарии. (enkorr.ua)