Японские покупатели СПГ ожидают обновленной информации о том, будет ли экспорт топлива из России включен в недавно введенные против страны санкции, предполагая, что это может иметь долгосрочные последствия для ситуации со спросом и предложением СПГ в Японии, даже если какое-либо краткосрочное воздействие таких ограничений будет минимальными.
По словам представителей отрасли, недавний рост запасов СПГ и ожидание более мягкой погоды в Японии в ближайшие недели могут ограничить краткосрочные последствия любого потенциального прекращения поставок СПГ из России. Но постоянные ограничения могут создать дополнительные потребности в спотах со стороны Японии в последующие месяцы и повредить будущему двустороннему сотрудничеству между двумя странами, особенно с учетом того, что срок действия некоторых срочных контрактов с Японией истек или должен истечь, добавили они.
Премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил 23 февраля, что страна присоединится к США и ЕС в отношении введения санкций против России из-за ситуации в Украине, включая запрет торговли с самопровозглашенными Донецкой Народной Республикой (ДНР) и Луганской Народной Республикой (ЛНР). на востоке Украины и приостановку выпуска нового суверенного долга правительством России в Японии.
Он не упомянул, вводятся ли санкции в отношении энергетического сектора, в том числе СПГ, но сказал, что “ситуация” не окажет большого влияния на энергоснабжение страны. Он также сказал, что Япония “незамедлительно примет дальнейшие меры”, если ситуация ухудшится, не упомянув, будет ли замешан СПГ.
“Сжиженный природный газ также имеется в наличии в течение нескольких недель в электроэнергетических и газовых компаниях”, – сказал Кишида в своем единственном упоминании о СПГ, говоря о 240-дневных запасах сырой нефти в стране. “По этой причине мы признаем, что эта ситуация не сразу станет серьезным препятствием для стабильного снабжения энергией”, – продолжил он.
Ожидания относительно того, будут ли японские санкции против России распространены на СПГ, неоднозначны. “Я не думаю, что они коснутся энергетического сектора… это будет проигрышная ситуация для обеих стран”, – сказал покупатель из Японии.
Но некоторые ожидают, что ограничения коснутся всех секторов, включая СПГ. “Как только они вводят санкции, это означает, что они немедленно хотят прекратить торговлю с этой страной”, – сказал торговый аналитик.
Всего в 2021 г. Япония импортировала из России 6,57 млн. т СПГ по сравнению с 6,14 млн. т годом ранее. Его российский импорт в 2021 г. составил около 8,8% от общего объема импорта СПГ в 74,3 млн. т в год.
В декабре 2021 г. она получила 645596 т СПГ из России, что составляет 9,2% от общего объема импорта СПГ за месяц. В декабре Россия была четвертым по величине экспортером СПГ в стране после Австралии, Малайзии и Катара.
“Я надеюсь, что СПГ останется вне санкций, если они не захотят, чтобы население платило”, – сказал трейдер. “Конечные потребители и население в целом лягут на плечи энергетической инфляции”, – сказал он, добавив, что высокие цены на СПГ уже коснулись потребителей и повлияли на них.
Спотовые цены на СПГ в Азии торгуются на высоких уровнях с сентября прошлого года в основном благодаря росту цен на европейском газовом хабе. Цена ANEA, по оценкам Argus, для спотовых поставок СПГ в Северо-Восточную Азию, включая Японию, в первом полугодии составляла в среднем $30,504/млн. БТЕ, с 1 сентября прошлого года по 22 февраля этого года и достигла рекордно высокого уровня в $44,980/млн. БТЕ 22 февраля. В последний раз он оценивался в $24,535 за млн. БТЕ 22 февраля, что почти в четыре раза превышает оценку в $6,780 за млн. БТЕ ровно годом ранее.
Запасы СПГ в Японии растут. Уровни запасов СПГ в Японии немного выросли в последние недели после того, как падение мощностей по производству угля и нефти в конце января увеличило потребность в газе для производства электроэнергии и привело к падению уровня запасов.
Согласно еженедельному обзору министерства торговли и промышленности, основные энергетические компании Японии хранили 1,82 млн. т СПГ по состоянию на 20 февраля, что на 2,2% больше, чем 1,78 млн. т неделей ранее, и больше, чем 1,67 млн. т 30 января. Но они были ниже 2,3 млн. т в конце февраля прошлого года.
Участники рынка СПГ в целом поддержали мнение Кишиды о наличии достаточных запасов, но предупредили, что любое резкое похолодание в ближайшие недели приведет к быстрому сокращению запасов.
“Я думаю, что японские покупатели смогут справиться в ближайшие 2-3 недели (в случае санкций по СПГ), потому что запасы в порядке”, – сказал японский трейдер. Но неожиданное похолодание может значительно сократить запасы. Это также “принимая во внимание, что вместимость хранилищ в Японии не так велика, как в Китае или Европе”, – сказал трейдер из европейской фирмы.
Японское метеорологическое агентство (JMA) пока прогнозирует в целом более теплую, чем обычно, погоду в стране в ближайшие недели. Прогнозируется, что 17 февраля 50%-ная или высокая вероятность температуры выше нормы по всей Японии с 26 февраля по 4 марта и 30-50%-ная вероятность этого с 5-18 марта.
Но японским покупателям СПГ, возможно, придется закупать запасные партии на спотовом рынке для дальнейших поставок, если их долгосрочные поставки из России будут сорваны.
“Возможно, это не окажет такого большого влияния на срочный рынок, поскольку покупатели уже купили некоторые спотовые грузы, но это может повлиять на их баланс спроса и предложения на лето, если они не получат срочные грузы из России”, – сказал японский покупатель. Летний сезон в северном полушарии обычно длится с июня по сентябрь.
Несколько японских покупателей, в том числе энергетические компании Kansai Electric, Chugoku Electric и Kyushu Electric, в последние недели закупили мартовский и апрельский грузы на спотовом рынке, при этом поставки были получены с различных заводов по сжижению, в том числе в Омане и Австралии.
По крайней мере восемь японских покупателей получили срочные поставки от проекта “Сахалин СПГ” мощностью 9,6 млн. т/год на Дальнем Востоке России. У крупного государственного импортера Jera есть контракт на получение 1,5 млн. т СПГ в год с объекта в 2009-2029 гг. на условиях фоб и отдельное соглашение на получение 500000 т/год в период 2011-2026 гг.
Другие японские компании, в том числе Hiroshima Gas, Osaka Gas, Saibu Gas, Toho Gas, Tokyo Gas, Kyushu Electric и Tohoku Electric, имеют отдельные контракты на получение в общей сложности не менее 3 млн. т СПГ в год от проекта.
Будущее сотрудничество в области СПГ может оказаться под угрозой. По словам представителей отрасли, постоянные санкции в отношении СПГ, если они будут введены, могут снизить шансы на дальнейшее сотрудничество между двумя странами, особенно в то время, когда срок действия нескольких контрактов Японии с другими поставщиками СПГ истек или истекает, а российские мощности по сжижению газа расширяются.
Ожидается, что первая линия мощностью 6,6 млн. т/год на заводе “Арктик СПГ 2” мощностью 19,8 млн. т/год под руководством “НОВАТЭКа” начнет работу в 2023 г., а вторая и третья линии такого же размера – в 2024 г. и 2025 г. соответственно. На данный момент “НОВАТЭК” подписал долгосрочные соглашения с китайскими фирмами, включая ENN, Zhejiang Energy Gas и Shenergy, на поставку СПГ с “Арктики-2”, с торговыми фирмами Vitol и Glencore, а также с испанской Repsol.
Государственный импортер Jera заявил в ноябре прошлого года, что не будет продлевать свои долгосрочные контракты на поставку СПГ из Катара на 5,5 млн. т/год, срок действия которых истекает в следующем месяце. Еще один покупатель из Японии имеет действующий контракт с малайзийской государственной компанией Petronas на покупку с завода по производству СПГ в Бинтулу мощностью 30 млн. т/год, срок действия которого истекает в марте этого года. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)