Дефицит бензина в Казахстане может продлиться до ноября. Такое мнение высказал независимый эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов. “Я думаю, что до ноября ситуация с дефицитом бензина особо не улучшится. У нас в октябре будут уборочные работы. А еще в начале октября остановится на ремонт Шымкентский НПЗ. Поэтому оснований для оптимизма, честно говоря, я не вижу”, – цитирует С. Смирнова казахский ресурс.
Помимо сельскохозяйственного фактора независимый эксперт назвал ряд причин топливного дефицита в стране. Главная из них заключается в том, что казахские НПЗ способны обеспечить не более 60% потребностей внутреннего рынка; остальные 40% покрываются за счет импорта. Вторая причина – резкое подорожание импортного топлива (главным образом, российского). Это связано с обвалом тенге, девальвацией рубля и с тем, что российские поставщики работают с Казахстаном за валюту. Третья причина традиционна для постсоветского пространства – коррупция.
По словам С. Смирнова бензин казахского производства в настоящее время распределяется через акиматы. Эта процедура совершенно не прозрачна, к тому же выделяемого акиматам ресурса остро не хватает. Поэтому приближенные к акимам АЗС получают бензин регулярно и в достаточных количествах, в то время, как заявки остальных заправок удовлетворяются на 30-50%.
Свою лепту в дефицит бензина внесло правительство республики. Помимо прочего оно обязало НК “КазМунайГаз” (КМГ) покупать российский АИ-92 по 125 тенге/л и продавать по 128, т. е. работать себе в убыток. Ведь в “рекомендованную” правительством отпускную цену не заложены транспортные и операционные расходы, а также налоги. Между тем, фактическая стоимость российского бензина АИ-92 с учетом обязательных платежей должна составлять не менее 160 тенге/л.
Из-за правительственной директивы даже госкомпания КМГ стремится минимизировать операции с российским бензином. Заставить же работать в убыток частные компании невозможно. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)