До кризиса индивидуальный предприниматель Сергей Нестеров занимался заменой кровли. Переработка мягких кровельных материалов была задумана как побочный бизнес, который в итоге стал основным.
Мягкий кровельный материал, которым покрывают крыши многоэтажек, разлагается даже дольше полиэтилена, утверждает Сергей Нестеров. Рязань же уникальна тем, что в этом городе 4 завода по производству кровли – “Техноплекс”, “Шинглас”, “Рязанский картонно-рубероидный завод” и “Оргкровля”. После того, как такие кровельные материалы отнесли к 4 классу опасности (“малоопасные”), их утилизация стала стоить дороже. “Тогда за утилизацию 60 т мы заплатили примерно 80 тыс. руб.”, – вспоминает Нестеров. Для предприятий это тоже означало увеличение издержек по захоронению.
Идея переработки вторсырья в тот момент показалась хорошим выходом – тогда не только не пришлось бы платить самим, но и можно было бы продавать полученный вторичный продукт. Нестеров начал искать соответствующее оборудование. Выбрал и приобрел у посредников мини-завод ПБМ – разработку калининградской компании “Инэковир”. Инвестиции в оборудование и производственное помещение составили в общей сложности 7,5 млн. руб. Мини-завод позволяет перерабатывать кровельные материалы в битум и битумную мастику, которая используется в строительстве, в частности, для гидроизоляции фундаментов, бассейнов и т. п.
Вторсырье для переработки – это кровля, которую снимают с крыш при ремонтных работах (летом) и брак, который отдают Нестерову 4 рязанских кровельных завода (зимой). Высокая рентабельность – около 50% – достигается и за счет того, что вторсырье достается бесплатно. Заводы заинтересованы в том, чтобы кто-то перерабатывал их брак, иначе придется платить за утилизацию.
На производственной линии рулоны кровли сначала измельчаются, потом подвергаются тепловой обработке, на выходе получается конечный продукт. Битум и битумную мастику, полученную таким способом, покупают в основном строительные магазины и оптовики. Основная часть покупателей – в Краснодаре и Ростове. Спрос сезонный – пик приходится на лето. Цена на битум, который продает Нестеров, примерно в 1,5 раза меньше той, которую предлагают крупные заводы. “При изготовлении битум обогащают полимерами до 16-20%, – поясняет Нестеров. – Переработанный битум уже не нуждается в обогащении, поэтому его себестоимость примерно в 1,5-2 раза меньше. То есть такой битум дешевле того, что получается при переработки нефти”. При переработке 65-70% от объема вторсырья превращается в битум и битумную мастику. Хвосты (то, что не подлежит переработке) составляют 15-30%.
Согласно справке “Инэковира”, себестоимость 1 т получаемого битума – от 950 до 1500 руб. Рыночная цена тонны аналогичного битума колеблется от 7000 до 12000 руб. Объем производства – 130-150 т битума и битумной мастики в год. Годовой оборот – 2 млн. руб. Кстати, в кризис и после него заказы на замену кровли практически перестали поступать. Переработка стала основным бизнесом Нестерова. Первоначальные вложения окупились через 2 года.
Ситуация слегка парадоксальна – по сути, по видам продукции производство Нестерова пересекается с рязанскими кровельными заводами, которые и снабжают его бесплатным сырьем, поэтому заведомо проигрывают конкуренцию по цене. “По объемам мы им, конечно, никакие не конкуренты, – объясняет Нестеров. – Да и по рынкам сбыта тоже. Большую часть своей продукции они отправляют, насколько я знаю, в Восточную Европу”.
Но на небольшом рынке частного спроса битум из вторсырья вполне конкурентен. Причем спрос превышает предложение – в этом году оптовики-заказчики Нестерова оставили заявку на 200 т при объеме производства в 150 т.
По расчетам Нестерова, если бы удалось нарастить производство до 260 т, спрос по Рязани был бы удовлетворен. “Для этого нужно дублировать технологическую линию и ввести вторую и третью смены, – делится цифрами Нестеров. – Тогда снизятся и предельные издержки – рабочим уже не нужно будет разогревать печь, например”.
Дополнительные инвестиции Нестеров оценивает в 2 млн. руб. Тогда можно было бы расширить и линейку конечных продуктов – производить еще битумную грунтовку и битумную эмульсию. “Битумная эмульсия, обогащенная полимерами, была бы хороша в дорожном строительстве, – говорит Нестеров. – Тогда бы дороги по 25-30 лет ремонтировать не пришлось бы”.
По словам Нестерова, найти источник инвестиций пока сложно – инвесторы с прохладой относятся к локальным проектам переработки из-за отсутствия глобальных перспектив. Но все же переработка или рециклинг явно станет важной отраслью в не таком уж отдаленном будущем. Например, на сайте олимпийских игр “Сочи-2014” уже анонсирована реализация концепции “Zero Waste” (популярная в Великобритании и Японии концепция “ноль отходов”). “Принцип “ноль отходов” означает одновременно и принцип “ноль потерь” – восстановление и повторное использование отработавших изделий, компонентов и материалов, из которых они изготовлены”, – говорится на сайте.
Перспективы развития рециклинга, по всей видимости, довольно велики. Но перерабатывать можно не только старые автомобильные покрышки и кровельные материалы. Рециклингу подлежат пластмассы, полимеры, кабельные отходы, отработанные аккумуляторы и др. Сложность в том, что переработка считается низкорентабельным бизнесом и должна опираться на государственные дотации. Но финансирование не обязательно должно быть бюджетным. Например, есть практика так называемой “залоговой стоимости” – когда, например, в стоимость напитка в пластиковой бутылке включена стоимость переработки самой бутылки.
Инициатива эта озвучивалась, но поддержки пока не получила. Хотя Гринпис еще 2 года назад предостерегал, что через 8 лет российские города захлебнутся в собственном мусоре. 6 лет осталось. (Эксперт/Химия Украины, СНГ, мира)