Российский рынок полиуретанов исключительно интересен, однако развивается стараниями зарубежных компаний. Российские инвестиционные проекты остаются на стадии разговоров.
В январе в отеле “Ritz-Carlton” (Москва) состоялась международная конференция Creon “Полиуретаны 2012”. Предыдущая конференция, посвященная полиуретанам, была проведена Creon еще до кризиса. Прошедшие годы сильно изменили рынок, он снова развивается, причем весьма динамично и заслуживает пристального внимания всех нынешних и потенциальных игроков рынка. Полиуретановая индустрия имеет определенную специфику, она очень консолидирована, причем не только в России, но и за рубежом. Для ее эффективной работы необходима надежная связь ряда звеньев технологической цепочки сырьевых компонентов. Однако крайний дефицит местного сырья является главным препятствием развития индустрии полиуретанов в России, на решение этой проблемы сейчас направлены усилия ключевых игроков рынка. Об этом в приветственном слове к аудитории конференции сказал генеральный директор Creon Санджар Тургунов.
Об общем состоянии российского рынка полиуретанов рассказал технический директор компании “Карбамат” Глеб Гладковский. Согласно приведенным им данным, в 2011 г. в России было переработано 280-350 тыс. т полиуретанового сырья, в том числе произведено более 100 тыс. т блочной пены. Учитывая, что в мире потребляется около 14 млн. т полиуретановой продукции, среднедушевое потребление в России оказывается на среднемировом уровне, хотя и в 10 раз ниже, чем в Европе и США. Это создает большой потенциал для роста рынка, в частности, спрос на лаки и краски на полиуретановой основе растет на 12% в год. При этом алифатические изоцианаты, необходимые для выпуска светостойких лаков и красок, производятся в стране уже сейчас. Рынок полиуретанов и сырья для их производства интересен не только российским компаниям, но и производителям в Европе и США. В частности, в Антверпене 2 года работает крупный завод по выпуску окиси пропилена – сырья для синтеза полиолов (один из компонентов полиуретанов). Как отметил докладчик, подобные инвестиции показывают, что в Западной Европе отношение к полиуретановому бизнесу несколько иное, чем к крупнотоннажной нефтехимии, которая все активнее “вымывается” за пределы Старого Света.
В России сырья для производства полиуретанов крайне мало как количественно, так и качественно. Гладковский упомянул производство окиси пропилена и простых полиэфиров на НКНХ, однако уточнил, что эти продукты ориентированы почти исключительно на производителей поролона. В России крайне необходимо производство окиси пропилена по перекисному методу, однако немецкая Evonik, ранее планировавшая создавать завод в России, сейчас строит завод мощностью 300 тыс. т в Китае. В советские времена в Рошали, Рубежном и Казани существовали небольшие производства сложных полиэфиров, однако сейчас ни одно из предприятий в промышленных масштабах выпуск этой продукции не ведет. Также в стране нет производства адипиновой кислоты, бутандиолов, акриловых полиолов. Для развития этих секторов нефтехимии, по словам докладчика, необходимы сильные внешние импульсы.
Производство изоцианантов в советские годы существовало в Новомосковске (ТДИ), Дзержинске и Днепродзержинске (полиизоцианаты), однако сейчас оно прекращено. При этом в страну ввозится ежегодно более 40 тыс. т ТДИ. Создание современного производства предполагает мощность от 100 тыс. т, однако необходимо создание всей технологической цепочки: выпуска толуола, его нитрования и т. д. Необходимо производить олигомеры изоцианатов для красок и покрытий. Немецкий Bayer в настоящее время создает производство этой продукции мощностью 700 тыс. т/год, которое будет ориентироваться на глобальный спрос. Спрос на полиизоцианаты в России составляет 80 тыс. т, для обеспечения рынка, по оценке докладчика, нужно вводить мощности в 150-200 тыс. т этого продукта, который востребован всеми секторами полиуретанового рынка. Однако для его эффективной работы также необходимо поддержание всей технологической цепочки: выпуск нитробензола, анилина и т. д. В общем, резюмировал Гладковский, России необходимо “изоцианатное Сколково”.
Докладчик констатировал, что полиуретановый бизнес в России развивается в основном стараниями западных компаний. Российские компании, работающие в этой сфере (Владимирский химзавод, “Блокформ”, Адгезив”, “Корунд” и др.) выживают за счет опытных специалистов и возможности свободного выбора дешевого сырья. В роли поставщика последнего все чаще выступает Китай. От государства отрасль не получает никакой поддержки, поскольку система пошлин выполняет преимущественно фискальные функции не защищает ни рынок, ни производителей. Для развития индустрии полиуретанов в стране нужны миллиарды долларов инвестиций и годы напряженной работы.
Коммерческий менеджер по пенополиуретановой теплоизоляции Михаил Серебряков и коммерческий менеджер по автомобильному и мебельному бизнесу Дмитрий Морозов компании Huntsman Russia рассказали об основных тенденциях соответствующих рынков полиуретановой продукции в России. До кризиса в Восточной Европе спрос на МДИ рос на 20% в год, однако сейчас объемы потребления восстановились до уровня 90-95% от докризисных показателей. Спрос растет за счет оживления в строительстве, замещения других материалов. Сложнее восстанавливается спрос на изоляцию трубопроводов, поскольку сектор зависит от государственного финансирования. В строительной индустрии плиты из жесткой полиуретановой пены конкурируют с панелями из минеральной ваты, однако ее вытеснению мешают пожарные ограничения. Объем этого сегмента рынка СНГ докладчики оценили в 100 тыс. т, аудитория считает оценку заниженной и предполагает, что потребляется на 20-30 тыс. т больше. Расширяется применение полиизоциануратных (PIR) материалов. Оживление на рынке монтажных пен и материалов для напыления пока очень слабое, спрос восстанавливается медленно. Тем не менее, потенциал роста спроса у страны весьма велик – если в развитых странах потребляется по 10-20 кг полиуретанов на человека в год, то в России в 10 раз меньше. Локализация производства может увеличить спрос на полиуретаны и в автопроме, где сейчас потребляется 24 тыс. т материалов ежегодно. Удельное потребление полиуретанов в одном автомобиле постепенно сокращается из-за технологического прогресса в отрасли, сейчас оно составляет около 12 кг. Существуют новые направления использования полиуретанов в сидениях автомобилей, деталях подвески и т. д. Координатор лаборатории Volkswagen Group Rus Олег Зайкин подтвердил, что компания закупает сидения для собираемых автомобилей в России, однако производятся они из импортных материалов.
Региональный представитель Cannon Алессандро Мендзаго и инженер по продажам Cannon Eurasia Александр Кузнецов рассказали об оборудовании компании для переработки полиуретанов. Докладчики остановились подробнее на головках-насадках для смешения и экструзии компонентов полиуретановых систем. Согласно презентации, особенно эффективно их использование для трубоизоляции и в выпуске рулевых колес автомобилей, так как головки позволяют быстро менять цвет пигментов. Также технологии Cannon используются при выпуске облицовочных панелей автомобилей. В России работает около 4000 единиц оборудования компании, объем продаж в стране составляет около EUR15 млн.в год. Докладчики согласились, что российский рынок полиуретановых систем далек от насыщения.
Независимый эксперт рынка Вениамин Альперн рассказал о новых вспенивающих агентах для полиуретанов. Сейчас в силу экологических ограничений производители отказываются от фреоновых вспенивателей в пользу пентанов, которые, однако, повышают огнеопасность производства. Компания Solvay предлагает озонобезопасные и невоспламеняющиеся вспениватели нового поколения, презентации которых и был посвящен доклад эксперта. В настоящее время для удовлетворения глобального спроса во Франции работает завод корпорации мощностью 100 тыс. т/год новых вспенивателей.
Главный технолог сызранского “Пластика” Марат Сейфетдинов представил обзор рынка пенополиуретанов для автомобильной индустрии. По его словам, из-за малого числа поставщиков комплектующих для зарубежных автопроизводителей в России компания преимущественно поставляет продукцию “АвтоВАЗу”. Полиуретановый бизнес Сейфутдинов охарактеризовал как сложное дело, которым мало кто хочет заниматься. До 80% сырья предприятия приходится на полимерный МДИ. Ключевой продукцией являются жесткие бамперы из пенополиуретана, потребление которых сокращается из-за конкуренции с сополимерами пропилена. Это происходит, несмотря на лучшие технические характеристики полиуретанов, которые уступают только по одной, но исключительно важной позиции – сложности вторичной переработки. Удельное использование полиуретанов в российских автомобилях за 20 лет сократилось почти вдвое – с 37 до 22 кг. Тем не менее, по убеждению докладчика, полиуретаны и дальше будут присутствовать в автомобилях в обивке сидений, рулевом колесе и буфере хода сжатия.
В ходе общей дискуссии участники конференции поделились видением перспектив рынка и возможностей создания в России собственных производств полиуретанового сырья и связанных с этим проблемах. В частности, полиуретаны для теплоизоляции холодильников в Россию импортируются, поскольку так удобнее осуществлять закупки крупным компаниям-потребителям. Для западных компаний создание в России производства малой мощности для потребностей внутреннего рынка является экономически малопривлекательным. Руководитель корпоративного проекта ПО “Специальная химия и полимеры” “Сибура” Валерий Андосов подтвердил интерес холдинга к полиуретановой индустрии и переговоры с немецкой Evonik. По его словам, в сегменте органического синтеза компания сделала ставку на разработку собственной технологии получения окиси пропилена. В Дзержинске некогда существовала опытная линия мощностью 1 тыс. т/од по получения окиси пропилена, сейчас совместно с Linde ведется отработка этой технологии в промышленных масштабах. Именно с ней холдинг планирует войти в полиуретановый бизнес, однако очевидно, что создать в России мощности на 500 тыс. т и более, вроде Dow Chemical, крайне сложно. Вениамин Альперн заметил, что для того, чтобы выйти хотя бы на опытный режим работы через 5 лет, необходимо начинать реализацию инвестиционных проектов уже сейчас, а не уповать на государственную поддержку. При этом понятно, что столь бурного, как до кризиса, роста спроса на полиуретаны в России в ближайшее время не будет. Менеджер проектов компании “Макромер” Михаил Заяц возразил, что отдельное производство окиси пропилена и полиолов в России не имеет смысла без выпуска полиэфиров, а они производятся сейчас только НКНХ, который мало заинтересован в развитии этого сектора бизнеса.
Руководитель подразделения “Полиуретановое сырье” российского представительства Bayer Сергей Абалаков высказал сомнения в том, что ситуация на рынке материалов для выпуска полиуретанов в России существенно изменится даже после вступления в ВТО. Директор по продажам СБЕ “Полимерная изоляция” корпорации “ТехноНИКОЛЬ-Строительные системы” Алексей Касимов после выступления представителя “Сибура” сделал вывод о том, что в ближайшее время рассчитывать на появление в России собственного полиуретанового сырья не приходится. При этом в США доля полиуретановых материалов в утеплении плоских кровель достигает 90%. Потенциал этого рынка в России он оценил в 40 тыс. т и предсказал ему взрывной рост в ближайшие годы. Руководитель научно-исследовательского комплекса группы “Хома” Сергей Чернов обратил внимание на использование полиуретановых дисперсий в выпуске лакокрасочной продукции. Он напомнил, что полиуретаны обладают отличными адгезионными свойствами, но все сырье приходится приобретать за рубежом. Для создания российского производства, по его мнению, необходимо, чтобы кто-то из зарубежных игроков “поделился технологией”.
Исполнительный директор Ассоциации производителей и потребителей трубопроводов с индустриальной полимерной изоляцией Сергей Курпяков рассказал о состоянии одноименного сектора потребления полиуретановой продукции. Согласно оценкам докладчика, современное состояние коммунальных сетей России оставляет желать лучшего, в них происходят утечки 15-20% воды и теряется 30-50% тепловой энергии. Фактический срок безремонтной эксплуатации трубопроводов составляет 3-5 лет, хотя нормативные документы предполагают их использование на протяжении четверти века. Около 30% трубопроводов постоянно находятся в аварийном состоянии. При этом по протяженности сетей теплоснабжения Россия занимает первое место в мире, что создает колоссальный потенциал роста спроса на изоляционные материалы для трубопроводов. Рынок этой продукции существует в стране около 15 лет, отличается большой сезонностью, поскольку работы выполняются в начале лета во время ремонтного периода. Треть производственных мощностей сосредоточены в Центральной России, также большие объемы работ выполняются в Поволжье. Теплоизоляции подвергаются как полимерные, так и стальные трубы. В себестоимости готовой трубы доля пенополиуретана составляет 11-19%. В России пока нет ни одного производства PIR-изоляции, которая широко распространена в Европе. В целом же рынок пока не восстановился после кризиса, поскольку крайне чувствителен к бюджетному финансированию.
Научный консультант журнала “Клеи. Герметики. Технологии” Александр Еселев рассказал о лакокрасочных материалах на основе полиуретанов. В США, согласно приведенным им данным, около 28% всех лаков и красок производятся на основе полиуретановых связующих. Они эластичны, стойки к износу, имеют хорошие адгезионные свойства. Часто полиуретаны используются в сочетании с другими компонентами. Так, акрил-уретановые покрытия отличаются исключительной стойкостью к атмосферным воздействиям. В России производство подобных материалов было начато еще в 1950-х годах на дзержинском “Корунде”, однако сейчас находится не в лучшем состоянии. На рынке работают AkzoNobel, Bayer и другие зарубежные компании.
По словам Еселева, реализовать новые проекты в отрасли мешает ее сильная разобщенность, сложности с консолидацией спроса. При этом российские разработки в полиуретановой индустрии практически не востребованы, нынешняя ситуация, судя по всему, устраивает всех участников отрасли. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)