В новом правительстве не будет такого ключевого союзника Дмитрия Фирташа, как бывший первый вице-премьер Валерий Хорошковский. В окружении последнего говорят, что неформальную группу, в которую входят Фирташ и глава администрации президента Сергей Левочкин, “никто не принимает всерьез”. Но бизнес с государством Фирташ по-прежнему делает успешно.
Украинскую титановую отрасль бизнесмен Дмитрий Фирташ контролирует не первый год. Его структуры владели половиной “Крымского титана” с 2004 г. Пару лет назад люди Фирташа вошли в руководство Запорожского титано-магниевого комбината (ЗТМК) и “Сумыхимпрома”. Превращение оперативного контроля в полный было вопросом времени и цены. Время пришло. 12 декабря Фонд госимущества объявил о продаже госпакета “Крымского титана” компаниям Фирташа. А на следующий день Фонд выбрал его же структуры для создания СП на ЗТМК. Цена, по которой Фирташ получил нужные ему активы, оказалась щадящей.
Покупатель государственной части “Крымского титана” был известен давно. Компания организована в форме частного акционерного общества, поэтому приоритетное право на выкуп было у его совладельца. С 2004 г. партнером государства были структуры Дмитрия Фирташа. И когда летом 2012 г. Кабмин поручил Фонду госимущества организовать продажу 50%+1 акции крымского производителя двуокиси титана, интрига была только в оценке пакета.
В августе конкурс на оценку госпакета выиграла киевская фирма “Центр экономических инициатив” (ЦЭИ). “На оценочном рынке есть компании, которые мельтешат, находятся всегда на виду. А есть те, кто работает тихо, – охарактеризовал по просьбе Forbes.ua этого оценщика топ-менеджер конкурирующей компании. – ЦЭИ одна из последних”. Почти все, что ЦЭИ оценивал для Фонда государственного имущества (“Укрречфлот”, Вольногорский ГОК), неизменно доставалось либо Дмитрию Фирташу, либо Ивану Фурсину совместно с “Газпромом”, создавшим в свое время трейдера RosUkrEnergo. Оно и понятно: оценщик принадлежит Игорю Тынному – близкому бизнес-партнеру Фурсина. Их самый известный совместный проект – покупка обувной фабрики “Киев” напротив Киево-Печерской Лавры.
ЦЭИ за несколько недель оценил половину “Крымского титана” в 677 млн. грн. Именно в такую сумму обошелся 100%-ный контроль над компанией немецкой Ostchem Дмитрия Фирташа. Много это или мало для крупнейшего в Европе производителя двуокиси титана, чья выручка за первое полугодие 2012 г. составила 1,7 млрд. грн.? В Group DF говорят, что много. “Его цена, по нашему мнению, несколько завышена”, – передала пресс-служба Group DF ответ генерального директора компании Бориса Краснянского. В компании поясняют, что недавно в Германии было продано схожее по мощностям с “Крымским титаном” предприятие Сrenox, которое “потянуло” на 50 млн. евро. Правда, не уточняют, что сделка прошла в рамках банкротства компании Tronox (из ее состава был выделен Сrenox). Сумма не разглашалась, но судя по договору займа, подписанному покупателем, она была в 1,5 раза выше. Бывший советник председателя Фонда госимущества Владимир Ларцев говорит, что честная цена “Крымского титана” должна была быть намного больше. “Цена занижена как минимум в 2-3 раза”, – утверждает он. По словам Ларцева, финансовая отчетность “Крымского титана” не в полной мере отражает действительное положение вещей. Forbes.ua попросил Игоря Тынного о комментариях, но ответа не получил.
Менеджеры Дмитрия Фирташа использовали на “Крымском титане” схему, которую в 1990-х называли “дойная корова”: сбыт сравнительно дешевой продукции и поставки сравнительно дорогого сырья замыкаются на свои компании. Для крымского завода такой компанией стала “Синтез ресурс”. В отчетности “Крымского титана” она указана как трейдер, а в “Вестнике госзакупок” постоянно упоминается как победитель тендеров завода. Среди основателей и руководителей “Синтез ресурса” – менеджеры Фирташа, а по указанному в регистрационных документах телефону отвечают: “Вас приветствует “Остхем Украина”. В 2012 г. компания выиграла тендеры “Крымского титана” более чем на 1 млрд. грн.
Похожая ситуация складывается и на других госкомпаниях, оперативный контроль над которыми – за менеджерами Фирташа. “Синтез ресурс” – главный поставщик Запорожского титано-магниевого комбината. Начальник отдела закупок ЗТМК Елена Шпаковская не видит проблем в прямой связи “Синтез ресурса” с менеджментом госпредприятия. “Это ни о чем не говорит и ничего не доказывает”, – говорит Шпаковская. И добавляет, что производители закупаемых товаров редко принимают участие в торгах, а заявка “Синтез ресурса” постоянно оказывается самой выгодной.
Сотрудничество ЗТМК и Group DF только укрепляется. В первой половине декабря Фонд госимущества решил создать на базе ЗТМК совместное предприятие с близкой к Фирташу кипрской Tolexis Trading. На первый взгляд, Group DF ввязывается в провальный проект. В группе жалуются на падение титановго рынка, за 9 месяцев 2012 г. ЗТМК при выручке в 778 млн. грн. получил убыток в 24 млн. грн. Почему это не пугает инвестора? 30% сбыта контролирует все тот же “Синтез ресурс”. В 2012 г. товар доставался посреднику на 30% дешевле, чем другим потребителям. Сбыт и снабжение приносят “Синтез ресурсу” неплохие деньги. Компания увеличила выручку с нуля гривен в 2010 г. до 748,9 млн. грн. в 2011 г. В первом полугодии компания наторговала больше, чем за полный прошлый год. Ведь “Синтез ресурс” работает не только с ЗТМК и “Крымским титаном”, но и с “Сумыхимпромом”. Эта компания формально остается на 100% государственной, но ее судьба уже решена. Пару месяцев назад санатором “Сумыхимпрома” в ходе его банкротства стала близкая к Group DF компания “Промышленные инвестиции”. Среди поставщиков – целый букет компаний из окружения Фирташа, включая “Синтез ресурс” (более 350 млн. грн.).
Как предприниматель из Черновцов сумел за пару лет подчинить целую отрасль? Удачно сложились обстоятельства. Во-первых, его непримиримый оппонент и экс-премьер Юлия Тимошенко перешла в оппозицию. Во-вторых, ключевой конкурент – владелец группы “Ренова” Виктор Вексельберг – охладел к титановому бизнесу. Он уступил контроль над корпорацией “ВСМПО-Ависма” (потребитель продукции ЗТМК) российскому правительству и продал украинскую компанию “ТАКО” (Федоровское месторождение апатит-ильменитовых руд, сырье для титанового производства). “К тому же Фирташ смог собрать в свою команду лучших менеджеров отрасли”, – добавляет бывший директор “ТАКО” Виктор Полевой. Менеджеры Фирташа действительно входят в элиту отрасли. С 2010 г. госкомпанией “Титан Украины”, от имени которой государство собиралось торговаться с олигархами за инвестиции, руководит Александр Нечаев, работавший до этого в структурах основателя Group DF. Его соратник Игорь Лазакович возглавляет “Сумыхимпром”. А гендиректор ЗТМК Владимир Сивак долгое время руководил еще одним предприятием Фирташа – Крымским содовым заводом.
Что ждет украинскую титановую промышленность? В Group DF говорят, что для успеха нужно создать вертикально интегрированную компанию на базе всех трех заводов. Инвестиции в их модернизацию представители Group DF оценивают в $2,5-2,7 млрд. “Это позволит увеличить долю Украины на международном рынке двуокиси титана с нынешних 3% до 6-8%”, – цитирует пресс-служба компании Краснянского.
“Фирташ уже показал, что успешно может заниматься “химическим” титановым бизнесом – производством двуокиси титана”, – говорит Виктор Полевой. В “металлургическом” (ЗТМК) он пока не преуспел. “Немногие понимают, зачем реконструировать ЗТМК, – считает Полевой. – Есть мнение, что это предприятие слишком устаревшее и проще построить новое”. Менеджерам Фирташа виднее. Они – действительно лучшие в отрасли. Приватизацию они провели на “отлично”. (Forbes Украина/Химия Украины, СНГ, мира)