Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на строительство комплекса производств “Восточной нефтехимической компании” (ВНХК). Проект предполагает пуск двух очередей. “Изучив представленные материалы, эксперты пришли к выводу, что результаты инженерных изысканий и проектная документация соответствуют требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям, а проектная документация – результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки”, – сообщает Главгосэкспертиза.
В пресс-службе Главгосэкспертизы сообщили, что генеральным проектировщиком выступило АО “Ангарскнефтехимпроект”.
Согласно проектной документации, в Приморском крае на первом этапе будет пущен нефтеперерабатывающий комплекс мощностью 12 млн. т в год по сырью. Предприятие будет выпускать автомобильный бензин, керосин, дизельное и бункеровочное топливо. Часть продукции будет реализовываться на внутреннем рынке, часть – экспортироваться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
На втором этапе, как уточняет ведомство, будет введен в эксплуатацию комплекс нефтехимических производств мощностью 3,4 млн. т в год, “что позволит пустить производство моноэтиленгликоля, линейных альфа-олефинов, полиэтилена и полипропилена”.
До этого времени сообщалось, что “Восточная нефтехимическая компания” будет выпускать 1,6 млн. т бензина, 800 тыс. т авиакеросина, 6 млн. т дизельного топлива, 600 тыс. т кокса, 2,2 млн. т нафты и 400 тыс. т сжиженных углеводородных газов. В 2020 г. планировалось начать выпуск нефтепродуктов, в 2022 г. – пустить производство 900 тыс. т полиэтилена, 700 тыс. т полипропилена и 700 тыс. т моноэтиленгликоля. “Цель проекта – обеспечение растущего спроса на моторные топлива и нефтехимическую продукцию, а также стимулирование создания нефтехимического кластера в Дальневосточном федеральном округе”, – добавляет Главгосэкспертиза.
Сроки реализации проекта ведомство не называет, ссылаясь на конфиденциальность информации. Финансирование строительства будет осуществляться за счет собственных средств АО “Восточная нефтехимическая компания”.
В марте “Роснефть” направила на согласование в правительство финансово-экономическую модель проекта ВНХК. Инвестиции компания оценила в 658,7 млрд. руб., затраты на инфраструктурные объекты (водо-, элетро-, газоснабжение, железнодорожные и автомобильные переходы) – в 129,3 млрд. руб. РН также включила в число обязательных инфраструктурных объектов морской терминал пропускной способностью 3,5 млн. т и стоимостью 55 млрд. руб. (с НДС). В компании придерживаются мнения, что терминал должен построить сторонний инвестор и передать его в пользование ВНХК.
Осенью 2016 г. глава РН Игорь Сечин говорил, что инвестиции в проект выросли до 1,5 трлн. руб. с учетом строительства инфраструктуры. В 2015 г. “Роснефть” оценивала инвестиции, которые потребуются для реализации проектов первой и второй очередей, в 660 млрд. руб. (с НДС), включая вложения в строительство инфраструктурных объектов. На специальном заседании в феврале 2017 г. полпред президента в ДФО Юрий Трутнев отмечал, что для строительства инфраструктурных объектов ТОР “Нефтехимический”, резидентом которой станет ВНХК, потребуется 137 млрд. руб. из федерального бюджета.
Постановление о создании ТОР “Нефтехимический” было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым 7 марта, подготовлено во исполнение перечня поручений президента РФ по вопросу поддержки проекта строительства комплекса ВНХК от 29 декабря 2016 г., “дорожной карты” от 17 декабря 2015 г.
РН планировала реализовать проект совместно с партнером. В сентябре 2015 г. “Роснефть” и Китайская национальная химическая корпорация (China National Chemical Corporation, ChemChina) подписали меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества по проекту ВНХК. Документ предполагал приобретение китайской стороной пакета акций ВНХК, также он определял ключевые этапы инвестирования в строительство нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса. В июне 2016 г. было подписано соглашение об основных условиях проведения ТЭО. Оно также предусматривало вхождение ChemChina на 40% в капитал ВНХК с пропорциональным участием в финансировании. В сентябре было заключено очередное соглашение, в рамках которого уточнялся график проведения FEED и подготовки инфраструктуры, подтверждались намерения сторон развивать проект в рамках СП с разделением долей на 40 и 60%. Тогда же отмечалось, что операционная структура и вопросы финансирования проекта подлежат проработке. (rupec.ru/Химия Украины и мира)