По данным Вьетнамской каучуковой ассоциации (VRA), большая часть натурального каучука в стране импортируется или реэкспортируется, шинные производители не могут удовлетворить свои потребности за счет сырья местного производства. В основном в страну поставляется каучук марок SVR10 и SVR20, который пользуются большим спросом у шинных компаний и производится в стране лишь в ограниченном количестве из-за низких цен.
Как отмечает заместитель генерального директора Casumina Нгуен Динь Донг, компания покупает в стране 75% требуемого каучука, а остальное сырье импортируется из Малайзии и Таиланда. “Каучуки марок TSR10 и TSR20, производимые во Вьетнаме, по качеству отличаются от тех, что доступны в других странах Юго-Восточной Азии, – говорит Донг. – По этой же причине мы импортируем каучуки марок TSR10 и TSR20 для производства металлокордных шин”.
Тхай Хонг Кханг, директор технологического центра Вьетнамского института исследований каучука (VRRI), считает, что дефицит сырья связан с бизнес-моделью местных производителей. “Когда цены на каучук на мировом рынке растут, поставщики часто полностью концентрируются на экспорте, но когда цены падают, сырье возвращается на внутренний рынок, – отметил он. – Такой подход не устраивает местные шинные компании, которые предпочитают импортировать каучук, который они могут получить в сжатые сроки”.
По данным, которые приводит Тран Тхи Тхюи Хоа, глава консультационного отделения VRA, на долю каучуков SVR10 и SVR20 местного производства приходится только 15-17% от продаж на вьетнамском рынке, тогда как на самом деле его доля составляет 65-70% от спроса. Местные производители каучука предпочитают заниматься премиальными марками, такими как SVR3L, SVR-CV50 и SVR-CV60.
Согласно статистике VRA, стоимость тонны каучука SVR10 в 2016 г. была на $40-220 дешевле в сравнении с SVR3L. Производители каучука выбирают марки с самой большой стоимостью, тогда как рынок нуждается в сырье других марок, таких как SVR10 и SVR20. В шинной отрасли каучук SVR3L в основном используется в производстве камер, однако наиболее востребованными стали бескамерные шины, что снижает спрос на каучук этого типа. По прогнозам экспертов, спрос на натуральный каучук в мире составляет 15 млн. т, а на SVR3L – всего 150 тыс. т. Если компании не снизят объемы выпуска каучука этой марки и не перестанут инвестировать в расширение плантаций, переизбыток производства может составить до 300 тыс. т.
Часть вьетнамских производителей уже осознала возможные риски и начала инвестировать в производство каучуков SVR10 и SVR20. Как рассказал Тран Трань Пхунг, заместитель генерального директора Phu Rieng Rubber Company, его компания вложилась в производство каучука SVR10 и сейчас поставляет его крупным игрокам рынка, таким как Goodyear и Kumho. В то же время доля этого каучука в объемах производства компании составляет всего 20-25%. (Rcc/Химия Украины и мира)