Комитет Госдумы по энергетике дал отрицательное заключение на законопроект, который мог разрешить совместному проекту “Роснефти” и принадлежащей Дмитрию Босову Alltech – “Печора СПГ” – экспортировать газ. В заявлении комитета указано, что “дальнейшее внесение изменений в закон в части экспорта сжиженного природного газа (СПГ) необходимо проводить после анализа сложившейся ситуации на мировом и региональных рынках”.
В 2015 г. Alltech и “Роснефть” договорились совместно разрабатывать “Печора СПГ”. Госкомпания получила контролирующую долю в предприятии. Параметры сделки не раскрывались, а запасы двух месторождений оценивались в 165 млрд. куб. м газа. В 2016 г. “Роснефть” объявила конкурс на выбор подрядчика для предпроектных работ по проекту “Печора СПГ”. Из документов компании следовало, что “Роснефть” рассматривала несколько вариантов развития проекта – строительство СПГ-производства на 4,3 млн. т в год, газохимический комплекс по производству 6,9 млн. т метанола или проект по производству 4,3 млн. т метанола и 3,3 млн. т карбамида. Ранее проект “Печора СПГ” предполагал строительство завода СПГ мощностью 8-10 млн. т в год и морского терминала. “Роснефть” хотела приобрести лицензии на Лаявожский и Ванейвисский участки в дополнение к уже имевшимся, но они достались “Газпрому”.
Комитет Госдумы отмечает, что одобрение законопроекта “будет противоречить стратегическим задачам страны в сфере энергетической политики”. Они ссылаются на слова президента Владимира Путина, который говорил, что российские проекты СПГ не должны конкурировать с российским трубопроводным газом. “Принятие законопроекта в предложенном виде в настоящее время представляется нецелесообразным”, – приходит к выводу комитет Госдумы по энергетике.
С 2006 г. по 2014 г. экспортировать газ мог только “Газпром”. В декабре 2013 г. был принят закон, который позволил экспортировать СПГ компаниям, лицензии которых предусматривали строительство СПГ-заводов на 1 января 2013 г. Через пять месяцев занимающий тогда место первого зампреда думского комитета по природным ресурсам Валерий Язев внес в Госдуму законопроект, который отодвигал эту дату до 1 июля 2014 г. Это позволяло “Печора СПГ” также претендовать на экспорт газа. Законопроект Язева в сентябре 2014 г. получил нейтральную оценку правительства с формулировкой, что текст “нужно доработать”. В 2016 г. прошли выборы в Госдуму и Язев в состав нового созыва не попал. С тех пор над законопроектом никто не работал и он висел мертвым грузом, говорит собеседник в комитете по энергетике. За отрицательный отзыв на законопроект Язева все члены комитета проголосовали единогласно, уточняет он.
В 2016 г. “Роснефть” добыла 67,1 млрд. куб. м газа (10,5% от общей добычи в России).
Госкомпания не первый раз поднимает вопрос о том, что не один только “Газпром” должен иметь право экспортировать газ. “Мы пока работаем в этом направлении, но мы не собираемся никакую монополию разрушать, мы пытаемся работать в рамках этой монополии, пытаемся через “Газпром” проработать возможности развития поставок российского газа”, – говорила в конце 2017 г. вице-президент “Роснефти” Влада Русакова. При этом один из будущих акционеров “Роснефти”, китайская CEFC (намерена купить 14,16% в госкомпании), высказывалась, что хотела бы получить доступ к российскому газу через партнерство с “Роснефтью”. Китайская компания уже начала переговоры о покупке доли в крупнейшем газовом проекте “Роснефти” – “Роспане”, говорили источники.
Возможность экспорта с “Печора СПГ” очень важна для проекта, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Пока “Роснефть” сосредоточена на экспорте нефти, а доля газа в выручке небольшая (4,3% в 2016 г.). По его мнению, “Роснефть” сможет рассчитывать на получение права экспортировать СПГ после того, как примет финальное инвестиционное решение по своим СПГ-проектам.
Проект выглядел перспективным еще 5-7 лет назад, но сейчас ситуация изменилась, говорит аналитик “Сбербанк CIB” Валерий Нестеров. Во-первых, “Роснефти” не удалось увеличить ресурсную базу (она досталась “Газпрому”), во-вторых, в мире сейчас ощущается избыток СПГ, который будет компенсирован спросом лишь к 2025 г. Строить проект сегодня может оказаться экономически неэффективно, считает он. (nangs.org/Химия Украины и мира)