По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в последние годы темпы роста цен на авиатопливо были “близки к инфляции”, а сгладить его можно через биржевые закупки. Нефтяные компании поддерживают инициативу, авиакомпании считают, что расширение биржевой торговли незначительно повлияет на цены.
Проблема подорожания авиатоплива обсуждается с лета, участники рынка не раз заявляли о необходимости компенсаций. В августе Минтранс предложил выдать авиакомпаниям субсидии в 22,5 млрд. руб. В ноябре Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, ссылаясь на рост цен, предлагала увеличить для авиакомпаний налоговый вычет из акциза на топливо.
В ФАС пересчитали цены на авиакеросин за три года и направили в правительство развернутую позицию в отношении роста цен. По мнению ведомства, темпы роста среднегодовых цен на авиатопливо составили 5,71% и были близки к инфляции.
Авиакомпании посчитали оценку ФАС некорректной. Так, в S7 отмечают, что за год цена топлива выросла на 40%, его доля в операционных расходах достигает 30% по сравнению с чуть более 20% в 2016 г. Глава “Utair – Пассажирские авиалинии” Павел Пермяков подтвердил, что расходы на топливо в 2018 г. выросли на 40%, его доля в расходах в зависимости от маршрутной сети и состояния парка составляет 25-35%.
Источник в правительстве рассказал, что перевозчики преувеличивают масштабы вклада роста цен на топливо в увеличение расходов, заявив, что “нельзя рост всех издержек перевозчиков прятать в топливные сборы”.
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что на рынке авиакеросина созданы “институциональные предпосылки для устойчивого снабжения топливом”, с него ушли посредники, перевозчики начали заключать прямые контракты с нефтяниками, появилась возможность покупать топливо на бирже. В ценообразовании существенную роль играет конъюнктура рынка нефти: с начала года ее цена выросла, что сильно сказалось на цене топлива в зарубежных аэропортах. Снизить расходы на топливо, по мнению ФАС, авиакомпании могут за счет закупок на бирже. “Сейчас доля авиакомпаний в биржевой торговле незначительна, перевозчики не могут влиять на его цену. Продажи через биржу на балансовом пункте Московского авиаузла позволят увеличить долю перевозчиков в структуре покупателей, авиакомпании получают рыночные механизмы хеджирования рисков колебания цен. Нужно развивать и цифровизацию топливообеспечения, расширять применение смарт-контрактов”, – отметил А. Голомолзин.
В “Газпромнефти-Аэро” рассказали, что компания готова участвовать в конкурсах на поставку топлива. В “Роснефти” отметили, что компания приветствует любые инициативы, направленные на стабилизацию рынка нефтепродуктов. По мнению главы “Utair – Пассажирские авиалинии”, переход на биржевые закупки – хорошая инициатива, но это лишь незначительно снизит цены. (rupec.ru/Химия Украины и мира)