В Китае власти запретили крупным государственным компаниям перепродавать сжиженный природный газ (СПГ) в Европу, а также в страны Азии, чтобы обеспечить собственные нужды. Bloomberg писал, что сокращение поставок из Пекина может ограничить запасы Европы и обострить там энергетический кризис в случае холодной зимы.
Научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович объясняет, что в действиях Китая нет преднамеренного желания создать губительную для энергорынка Европы ситуацию. В ней, по мнению эксперта, виновата сама Европа из-за ранее принятых сомнительных регуляторных решений: отказа от долгосрочных контрактов по газу, слишком быстрого перехода на возобновляемую энергетику, плохих отношений с Россией. И теперь обвинять Китай в нарастающем энергокризисе в Европе, на взгляд Митраховича, бесполезно.
“Китай просто готовится к зиме, это решение назревало. По мере того, как приближаются холода, Пекин хочет большую часть СПГ удержать, чтобы она не перепродавалась. Раньше китайские компании, когда у них был маленький спрос, перепродавали купленный СПГ в другие регионы мира. Особенно, если у части их компаний были контракты с нефтяной индексацией. Поэтому было проще продать в Европу, где биржевые цены гораздо выше”, – пояснил Станислав Митрахович.
Развитие собственной газовой отрасли в Китае не успевает за ростом потребительского спроса в стране. Еще в 2020 г. спрос в Китае составлял 328 млрд. куб. м, в 2021 г. – 365-370 млрд. куб. м. Как заявлял ранее на Международном газовом форуме в Санкт-Петербурге вице-президент CNPC Хуан Юнчжан, ожидается, что спрос на газ в Китае в 2022 г. вырастет на 2,7% до 380 млрд. куб. м. В данной ситуации Китай вынужден наращивать импорт топлива из других стран. В 2017-2018 гг., а также в 2021 г. Китай пережил энергетические кризисы. Летом-осенью 2021 г. они были связаны с острой нехваткой электроэнергии в стране и обусловлены в том числе дефицитом природного газа.
В 2021 г. импорт газа в Китае достиг 170 млрд. кубометров, а по поставкам СПГ страна впервые стала мировым лидером, потребив примерно пятую часть всего мирового импорта СПГ, который составил 380 млн. т. На фоне прошлых кризисов и высокого, пусть и незначительно растущего по сравнению с прошлыми годами, потребления вполне логично выглядит стремление Китая сберечь перед осенне-зимнем периодом свои энергоресурсы.
Как отметил эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, весь 2022 г. Китай коммерчески грамотно распоряжался своим СПГ. Были периоды снижения объемов потребления энергии, потому что возникали вспышки ковида, в стране активно вводился карантин. За счет этого у них образовывались излишки законтрактованного СПГ. То есть, важно понимать, что сам Китай СПГ не производит, он просто имеет множество долгосрочных контракты в разных проектах, в том числе и в России. Например, с “Ямала-СПГ” у китайской CNPC законтрактовано 3 млн. тонн топлива год.
Из-за того, что в Азии цены ниже, чем в Европе, то, в основном, излишки СПГ отправлялись китайскими компаниями в ЕС. Пекин мог позволить себе на протяжении 2022 г. выступать в качестве трейдера – просто зарабатывать на СПГ.
“Еще важный момент: европейцы в попытках погасить энергокризис стали активно использовать уголь, отодвинув в сторону всю свою зеленую климатическую риторику, – пояснил Игорь Юшков. – И в этих условиях Китай понял, что его никто не клюет за то, что он потребляет уголь, и сам существенно нарастил и собственную добычу угля, и потребление, и импорт. Активное использование угля позволило Китаю высвободить объемы газа и продать их на других рынках. Теперь же Китай готовится к зиме: бесконечно увеличивать потребление угля невозможно, и есть объективная необходимость увеличивать потребление газа во время отопительного сезона. Поэтому Китай действительно дал логичное указание, что по тем долгосрочным контрактам, которые у него есть, газ все-таки направлять на свою территорию”.
Так, по мнению эксперта, Китай возвращается к своей нормальной практике: ведь он участвует в разных проектах и заключает долгосрочные контракты, которые, прежде всего, гарантируют поставки на территорию страны. Для европейцев, это действительно крайне негативный сигнал, потому что предложение СПГ на рынке может сократиться. “Дефицит возрастет и цены уйдут вверх. Для Европы это плохо”, – пояснил Юшков.
Ранее в западных СМИ сообщалось, что среди основных потребителей излишков перепродаваемого СПГ Китаем были страны Европы, Япония и Южная Корея. При этом с начала 2022 г. в Китае пришвартовалось в семь раз меньше экспортеров, американских СПГ-судов, чем за аналогичный период 2021 г. (133 против 19). Также сообщалось, что в первые шесть месяцев 2022 г. суммарные продажи лишнего китайского СПГ на спотовом рынке, который в основном ушел в Европу, превысили 4 млн. т, что составляет лишь 7% европейского импорта газа. (angi.ru/Химия Украины и мира)