Весна – особое время для топливного рынка России. Растет потребление ГСМ, а вместе с этим “просыпаются” и скрытые проблемы.
В последние годы главной проблемой топливного рынка оставался парадоксальный рост стоимости бензина и дизеля вне зависимости от мировой динамики цен на сырье. В 2020 г., когда углеводороды пробивали ценовое дно, топливо на российских АЗС разделять это падение не собиралось. Хорошо это или плохо? На данный вопрос нет однозначного ответа.
Стоит заметить, что стабильная стоимость топлива, пусть и не самая низкая, лучше, чем дефицит. Это показывает опыт Казахстана. Там старались держать цены низкими, но только навредили населению, поскольку данная стратегия властей стала причиной дефицита ГСМ в ряде регионов страны, а также породила “черный” рынок.
Не было ни гроша, да вдруг алтын. А вот в России весной 2023 г. сложилась совсем иная ситуация. Согласно данным Росстата, цены производителей бензина в оптовом сегменте в РФ в январе 2023 г. в годовом выражении рухнули на 45%, что объясняется закрытием европейского рынка. Казалось бы, нужно больше топлива продать на внутреннем рынке. Но цены на АЗС в России относительно января 2022 г. не изменились.
Все тот же Росстат утверждает, что потребительские цены на автомобильный бензин в январе 2023 г. в среднем по стране превышали цены производителей в 4,1 раза. В экспертной среде уже стали попадаться мнения, что владельцы АЗС пользуются ситуация для личного обогащения и компенсации упущенного в прошлом, ведь в отличие от 2023 г., когда маржинальность розничного рынка составляла 13-20%, до 2020 г. прибыльность продаж топлива на АЗС часто была либо нулевой, либо уходила в минус. Но тогда ГСМ активно экспортировались.
В стоимости литра бензина примерно 20% – НДС, 21% – акцизы, 17% – производственные и транспортные расходы НПЗ, в сумме 58%. Кроме того, еще до 30% может доходить НДПИ или НДД. Все это в сумме не дает стоимости топлива в рознице сильно падать. Однако в настоящее время ситуация исключительная, то есть сейчас цены упасть могут, но не хотят.
Ценовые отклонения в 50%. Гендиректор ООО “НААНС-МЕДИА” Тамара Сафонова заметила, что ценовые отклонения на оптовые партии бензина и дизельного топлива за последний год достигали 50%.
“Самые низкие цены были отмечены в январе 2023 г. перед вводом в действие эмбарго на российские нефтепродукты в связи с опасениями участников рынка в части невозможности распределения произведенных нефтепродуктов на экспорт”, – пояснила эксперт.
По словам Сафоновой, маржинальность НПЗ зависит от ориентации на внутренний рынок или экспорт.
“На внутреннем рынке установлены предельные цены на моторное топливо, которые ниже индекса экспортной альтернативы. Соответственно, НПЗ получают в любом случае большую выручку от реализации на экспорт, особенно если они находятся в непосредственной близости к портам отгрузки. В последнее время поддержку маржинальности НПЗ также оказывают “дисконты” на российскую нефть, так как они учитываются в формуле цены при реализации нефти на внутреннем рынке”, – подчеркнула эксперт.
АЗС получают не более 12 руб. на литр. Заместитель председателя правления ассоциации “Надежный партнер” Дмитрий Гусев считает, что взгляд на себестоимость производства топлива в стране может быть разным.
“Можно, например, сказать, что стоимость производства ГСМ нулевая, поскольку компании эту нефть не покупают у кого-то, а добывают сами. Оптовые цены на исторических низах. И чисто теоретически АЗС в какие-то периоды могли заработать 20 руб. за литр, но сейчас все, скорее всего, получают не более 12 руб. за литр”, – рассказал эксперт.
При этом он подчеркнул, что цены на АЗС сейчас не падают, потому что раньше они не росли: “У нас есть консенсус между обществом и государством. Государство вам гарантирует, что цены на топливо в стране будут расти не выше, чем инфляция. Но они и не падают, поскольку нет связи между оптом и розницей. Демпфер, “протокол Козака” (введенные в 2018 г. системные меры для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, предусматривающие в том числе пределы роста цен на топливо не выше уровня инфляции) утверждают на рынке либо нулевой рост цен на топливо, либо минимально возможный на уровне инфляции. Просто сейчас сети АЗС компенсируют убытки прошлых периодов”.
Получается, что цены на топливо в России будут расти всегда, но не быстро. Впрочем, если вспомнить, что в 2022 г. инфляция в стране составляла более 11%, роста стоимости бензина практически не было – 0,6%. Дизель подорожал на 8,4%, но это ниже общей инфляции. Поэтому, с одной стороны, успех данной политики очевиден. Однако с другой не стоит забывать, что, судя по падению оптовых цен, в стране сложился профицит топлива, а стимулировать спрос на него за счет снижения цен никто не хочет. (oilcapital/Химия Украины и мира)