Казахстанцы увеличили закупки мыла, моющих, чистящих, парфюмерных и косметических средств. По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, в 2023 году общий объем реализованной на внутреннем рынке подобной продукции приблизился к 350,6 тыс. тонн – на 33,9% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Цифру можно назвать максимальной за последние пять лет.
При этом выросли объемы реализации по всем крупным товарным категориям сектора, но динамика у всех была разной. Например, в самой большой по объему группе моющих средств в 2023 году было продано на 29,1% больше, чем годом ранее, парфюмерных и косметических средств реализовали на 14% больше, а разных чистящих, дезинфицирующих жидкостей и порошков в 4,7 раза больше.
Повышенный спрос в основном закрывал импорт. Это связано с тем, что собственное производство “мыломойки” в Казахстане занимает небольшую долю, оно представлено не во всех товарных категориях, к тому же казахстанские товары частично экспортируются за рубеж. Судя по балансу ресурсов и использования от БНС АСПиР РК, весомой можно назвать долю отечественных производителей в товарной категории мыла и поверхностно-активных веществ. В прошлом году в общем объеме товаров этой группы 30,9% имели лейбл made in Kazakhstan. В абсолютных значениях это 22,2 тыс. из 71,7 тыс. тонн.
Ощутима также доля отечественных компаний в категории средств для бритья, различной косметической и парфюмерной продукции: 37,5%. По остальным товарным группам доля казахстанских производителей крайне невелика. Без местных конкурентов работают на казахстанском рынке и поставщики импортных товаров из категорий более сложных продуктов – косметики, парфюмерии, средств гигиены полости рта.
В итоге импорт составил 87,4% всего объема “мыломойки”, косметики и парфюмерии, реализованных на внутреннем рынке страны или экспортированных из Казахстана в прошлом году. По данным БНС АСПиР РК, в республику было завезено 338,1 тыс. тонн различных средств гигиены, дезодорантов, пен для укладки, средств для бритья, всевозможной “химии” для уборки. Это на 32,9% больше, чем в 2022 году. Главный экспортер подобных товаров для страны – Россия. В тройку лидеров также входят Туркменистан и Турция.
Что касается косметики и парфюмерии, в эконом-сегменте этих товарных категорий по физическому объему поставок лидирует также Россия. А вот по поставкам в денежном выражении выигрывают страны, знаменитые крупными международными брэндами. Самая дорогостоящая косметика импортируется в Казахстан из Италии, Франции, Южной Кореи и США.
Собственное производство мыла, моющих, чистящих, парфюмерных и косметических средств в Казахстане представлено в основном в категории бытовой химии. Эта ниша интересна и бизнесменам РК, и инвесторам из других стран. Среди крупных отечественных предприятий в отрасли можно назвать алматинскую компанию с десятилетней историей ТОО “Адал плэнт” (брэнд Sulu), завод по выпуску индустриальной химии и средств гигиены ТОО “Goldman and Young” и павлодарское предприятие по производству дезинфицирующих средств и косметики ТОО “КазБытХим”. Также стоит отметить, что часть крупных казахстанских производителей нацелена на экспортные рынки. Об этом руководители компаний говорили в экспертных интервью СМИ.
Согласно статистическим отчетам, в прошлом году казахстанские предприятия сектора выпустили 48,7 тыс. тонн продукции. В сравнении с динамикой прошлых лет 2023 год можно назвать продуктивным, рост объемов производства в натуральном выражении за этот период составил 31,6%. На успех повлияли компании, которые выпустили больше мыла, поверхностно-активных веществ и моющих средств. В стоимостном выражении взлет был не таким высоким. В целом за прошлый год казахстанские компании произвели продукции на 22,4 млрд. тенге (плюс 12,8%). (energyprom.kz/Химия Украины и мира)