Плановое повышение акцизов на топливо с 1 января 2026 года не должно привести к росту розничных цен на АЗС, по крайней мере, в сетях среднего и высокого ценовых сегментов. Такое мнение на своей странице в Facebook высказал директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
По его словам, снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты привело к существенному удешевлению закупочной стоимости горючего, что позволяет операторам перекрыть рост налоговой нагрузки. “По крайней мере, это касается сетей среднего ценового диапазона и выше. Не исключаю, что у лоукостов цена может подрасти на 1,5 грн./л”, – считает эксперт.
В то же время ситуация со сжиженным газом более сложная. По словам эксперта, у рынка LPG нет достаточного ценового “демпфера”, поэтому подорожание более вероятно. “На полноценные 1,5 грн./л вряд ли вырастет, но 1-1,2 грн./л, скорее всего, будет добавлено”, – отмечает Куюн.
Глава “А-95” напомнил, что повышение акцизов плановое и было “запрограммировано” в законопроекте, принятом летом 2024 года. Это уже третье повышение: первое было с 1 сентября 2024 г., второе – с 1 января 2025 г.
“В результате ежедневно в 2025 году государственная казна получала на 100 млн. грн. акцизов больше, чем в 2024-м. В 2026-м эта сумма вырастет еще на 62 млн. грн. ежесуточно”, – пишет Сергей Куюн.
Всего по его расчетам с начала действия программы акциз на бензин вырастет суммарно на 6 грн./л, на дизель – на 7 грн./л, на автогаз – на 8 грн./л. С учетом НДС в 2026 г. налоговая нагрузка в каждом литре будет составлять: 25 грн. – в бензине, 22 грн. – в дизеле, 16 грн. – в автогазе.
В то же время эксперт обращает внимание на проблему роста количества электромобилей, фактически не наполняющих бюджет.
По оценкам “А-95”, в 2025 году бюджет потерял на этом более 40 млрд. грн., а в 2026 году потери превысят 20 млрд. грн., даже с учетом возврата НДС при импорте.
“В Британии правительство уже думает над налогом с мили для электрокаров, потому что бюджетные потери приобрели фантастические масштабы. Интересно, наше правительство тоже будет ждать этого или же возьмется за оценку оптимальной топливной модели, которая будет работать на бюджет Украины, а не китайских производителей электрокаров? Если мы про био, энергонезависимость и эффективность для бюджета, то нам нужно популяризировать биоэтанол, который мы сами производим и в обозримом будущем будем иметь возможность заместить 1 млн. т импортного бензина”, – резюмировал он. (enkorr.ua)
