Развитие такой затратной и высокотехнологичной отрасли, как фармацевтическая, нуждается в постоянной финансовой поддержке. Получение прибыли при этом зависит от макроэкономической ситуации в стране-про-изводителе, которая является одним из важнейших факторов, влияющих непосредственно на финансовое состояние граждан этого государства и развитие сегмента госпитальных закупок. В ближайшие годы развитие фармрынков стран Западной Европы будет сфокусировано на обеспечении потребностей стареющего населения. При этом показатель роста каждого фармрынка будет зависим от последствий глобального экономического кризиса в краткосрочной перспективе. Согласно прогнозам экспертов компании “Espicom”, средний ежегодный темп прироста ведущих фармрынков в 2012-2016 гг. будет на уровне 2,1% в долларовом эквиваленте и к концу последнего года этого периода общий объем фармрынков стран этого региона будет составлять свыше $240 млрд.
Из года в год потребление лекарственных средств продолжает увеличиваться по сравнению с предыдущими пе-риодами в силу увеличения потребностей в лекарственных препаратах у людей пожилого возраста, число которых в Западной Европе стремительно возрастает. Также будет усиливаться тенденция к увеличению доли дженерических лекарственных средств в общем объеме фармрынков стран этого региона, что обусловлено истечением сроков патентной защиты большого количества оригинальных препаратов и расширением правительствами стран перечня дженериков, подлежащих реимбурсации с целью снижения расходов бюджетов на здравоохранение.
Одним из основных драйверов роста фармрынков в странах Западной Европы, как ожидается, будет выступать увеличение объема госпитальных закупок инновационных препаратов для лечения хронических заболеваний. Увеличение объема инвестиций в госпитальный сегмент будет компенсировать снижение цен на препараты, давно находящиеся на рынке, сроки патентной защиты которых скоро закончатся. В долгосрочной перспективе рост фармрынков стран Западной Европы обеспечит увеличение объема инвестиций в область биотехнологий.
Австрия
Экономическая ситуация в Австрии оказывает положительное влияние на развитие фармацевтической промыш-ленности. Умеренный рост уровня ВВП в 2011 г. и 2012 г. будет способствовать дальнейшему увеличению экономических показателей. Австрийское законодательство в сфере интеллектуальной собственности и патентных прав полностью соответствует соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Trade-related aspects of intellectual property rights – TRIPS) и правилам Всемирной торговой организации (ВТО).
На протяжении последних лет в Австрии отмечают ежегодное увеличение бюджетных расходов на систему здравоохранения. Основной задачей, стоящей перед австрийской системой здравоохранения, является уменьшение этих затрат. Между тем, основными причинами увеличения расходов на здравоохранение являются старение населения и выведение на фармрынок страны новых, более дорогостоящих лекарственных средств.
Сегодня лидером на фармрынке Австрии как в денежном, так и в натуральном выражении являются лекарственные средства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. За препаратами этой группы в денежном выражении следуют лекарственные средства для лечения заболеваний нервной системы, противовоспалительные и иммуномодулирующие препараты. В натуральном выражении 2 и 3 место на рынке занимают лекарственные средства, предназначенные соответственно для лечения заболеваний пищеварительного тракта и нарушений обмена веществ, а также заболеваний нервной системы.
В сегменте безрецептурных препаратов лидирующую позицию занимает группа препаратов cough & cold, за ней следуют витамины и минералы, обезболивающие лекарственные средства, а также препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и улучшения пищеварения.
Несколько транснациональных фармкомпаний в Австрии имеют свои производственные площадки, в их числе “Baxter”, “Boehringer Ingelheim”, “Fresenius Kabi”, “Nycomed” и “Sandoz”. Наряду с транснациональными фармкомпаниями локальные производители также представлены на местном фармрынке, а несколько предприятий занимается научно-исследовательской деятельностью.
Бельгия
Экономика Бельгии имеет сильные позиции, что отображается на развитии фармрынка страны. При этом сдерживающим фактором на пути полного восстановления экономики является нестабильная политическая ситуация.
По прогнозам экспертов “Espicom”, фармрынок Бельгии, будет увеличиваться, благодаря умеренным показателям совокупного среднегодового темпа роста (Compound annual growth rate – CAGR) в 2012-2016 гг. Эксперты считают, что увеличение потребления лекарственных средств в этот период будет поддерживаться усиливающейся тенденцией старения населения страны. В течение ближайших 5 лет на увеличение объема фармрынка Бельгии также будет оказывать влияние активно развивающийся сектор биопрепаратов, что обусловлено увеличением инвестиций в сегмент R&D.
В связи с принятыми мерами по сокращению расходов на нужды здравоохранения и окончанием сроков патентной защиты у нескольких длительное время прибывающих на фармрынке оригинальных препаратов, доля дженерических лекарственных средств в общем объеме фармрынка будет возрастать.
Бельгия является одним из лидеров по развитию R&D в исследуемом регионе с большим объемом инвестиций в этот сектор фармрынка в расчете на душу населения. Средние ежегодные расходы фармкомпаний на R&D составляют около $2,6 млрд. В эту сумму также включены реинвестируемые фармкомпаниями средства в более чем 40% от прибыли R&D-сектора. Динамичное развитие биофармацевтического сектора страны, обусловленное большим объемом финансирования R&D, в ближайшие годы будет выступать одним из главных драйверов дальнейшего роста фармрынка Бельгии. Несмотря на то что большая часть инвестиций в R&D поступает от таких транснациональных корпораций, как “GSK Biologicals”, “Janssen”, “Pfizer” и “UCB”, еще около 200 некрупных и средних биофармацевтических предприятий специализируется на фундаментальных и клинических исследованиях.
Объем импорта готовых лекарственных средств и экспортной торговли в Бельгии намного превышает потребности внутреннего рынка, что обусловлено использованием различными компаниями-дистрибуюторами Бельгии в качестве международного центра дистрибуции фармпродукции.
По итогам 2010 г. Бельгия экспортировала фармпродукции на более чем $50 млрд. Наибольший объем поставок готовых лекарственных средств из Бельгии отмечали в Германии, их доля составила более 20% всего объема экспорта. 2 место по объему экспорта лекарственных средств из Бельгии занимает США. Доля стран ЕС по этому показателю – почти 2/3 общего объема экспортируемых из Бельгии препаратов.
Компаниями-дистрибуторами страны в 2010 г. было ввезено лекарственных средств на более чем $40 млрд., из которых почти 3/4 препаратов поступили в розничный сегмент. Ведущим поставщиком фармпродукции в Бельгию была Германия, удельный вес которой составил в натуральном выражении около 25% всего объема импорта лекарственных средств, ввезенных бельгийскими компаниями. На 2 месте по объему поставок препаратов в Бельгию находится Ирландия. В целом на страны зоны ЕС приходится более 3/4 объема ввозимых в Бельгию препаратов. Таким образом, по итогам 2010 г. сальдо торгового баланса фармпродукции в стране составило около $10 млрд.
Великобритания
В ближайшие годы для фармрынка Великобритании будет характерен умеренный рост, что обусловлено последствиями глобального экономического кризиса. Ежегодное увеличение объема фармрынка страны до 2015 г., как ожидается, будет составлять около 0,4% в номинальном выражении.
Парламентом страны рассматривается предложение вместо предполагаемого ограничения цен на ориги-нальные лекарственные средства внедрить ценообразование на основе ощущаемой ценности товара/услуги (Value-based pricing). Такая замена будет содействовать инновациям и обеспечивать более широкий доступ пациентов к эффективным препаратам. Такой вид ценообразования должен заменить действующую сегодня в системе здравоохранения Великобритании схему регулирования стоимости ЛС (Pharmaceutical Price Regulation Scheme), срок действия которой истекает в 2013 г. Если данное предложение будет принято, то система ценообразования на основе ощущаемой ценности товара/услуги будет применяться к инновационным лекарственным средствам, вышедшим на фармрынок Великобритании с 1 января 2014 г. Количество таких препаратов ежегодно составляет около 20-30. Как ожидается, некоторые лекарственные средства, которые будут находиться на фармрынке на тот момент, также могут быть включены в данную систему за исключением дженерических препаратов.
В 2010 г. департаментом здравоохранения Великобритании было принято решение об ограничении до 2014 г. ежегодного объема выделяемых на нужды здравоохранения страны средств. У экспертов компании “Espicom” существуют опасения, что лимит в 20 млрд. фунтов стерлингов ($31,3 млрд.) на расходы Национальной службы здравоохранения (National Health Service – NHS) может иметь негативные последствия для развития фармрынка Великобритании, особенно в сегменте госпитальных закупок, в связи с вынужденным уменьшением закупок новых и высокостоимостных лекарственных средств.
19 января 2011 г. парламентом Великобритании был принят Закон о здравоохранении и социальном обеспечении (Health and Social Care Bill). Данный документ отображает точку зрения правительства на реформирование NHS. Главная цель данного закона – построение пациентоориентированной работы NHS. В данном документе оговорено оказание медицинских услуг врачами общей практики и отказ от услуг Управления по первичной медицинской помощи (Primary Care Trusts) и Стратегического органа здравоохранения (Strategic Health Authorities).
В июне 2011 г., следуя рекомендациям форума будущего NHS, в противоречивые предложения закона были вне-сены поправки, согласно которым врачи и медсестры больницы, а не только врачи общей практики, будут вовлечены в программу реформирования NHS. Также были увеличены некоторые сроки для реализации изменений. При этом особое внимание было уделено вопросам предоставления пациенту права выбора врача и повышения качества оказываемой населению страны медицинской помощи.
В апреле 2011 г. начал функционировать Фонд лекарственных средств для лечения рака. Выделенные для этого фонда 600 млн. фунтов стерлингов ($938,9 млн.) должны улучшить на протяжении ближайших 3 лет степень обеспечения пациентов новыми лекарственными средствами для лечения этой патологии. Целью создания фонда была необходимость обеспечения доступности для пациентов противоопухолевых препаратов, назначенных их лечащими врачами, независимо от вердикта Национального института здоровья и качества медицинской помощи Великобритании (National Institute for Health and Clinical Excellence) об одобрении применения этих лекарственных средств в NHS.
Германия
Экономика Германии является в большей степени экспортозависимой, поэтому глобальный экономический кризис оказал на нее существенное влияние. Однако, по данным экспертов Economist Intelligence Unit (EIU), в 2010 г. экономика страны восстановилась и в 2012-2016 гг. темпы прироста уровня ВВП страны будут отмечаться умеренными показателями.
По объему затрат на здравоохранение Германия занимает лидирующую позицию среди других европейских стран. Показатели темпов прироста государственных затрат на здравоохранение на протяжении последних лет были практически идентичными за счет принятых правительством страны реформ в сфере ценообразования и реимбурсации.
По прогнозам EIU, в 2012-2016 гг. темпы прироста этих расходов будут умеренными, а доля ВВП, расходуемая на здравоохранение, останется практически стабильной в этот период. При этом расходы в расчете на душу населения в Германии будут оставаться на уровне выше среднего по сравнению с другими странами Западной Европы и, соответственно, схожими по этому показателю с фармрынками Франции или Австрии. По прогнозам, объем фармрынка Германии в 2011-2016 гг. будет прирастать умеренными CAGR.
Разработанный для снижения средней цены на лекарственные средства и принятый в ноябре 2010 г. новый закон, как ожидается, поможет незначительно замедлить темпы повышения стоимости лекарственных средств в течение ближайших нескольких лет. Этим законом устанавливаются ограничения для производителей при формировании стоимости на произведенные ими новые лекарственные средства рецептурного сегмента. Согласно принятому закону, процесс ценообразования на новые препараты в Германии происходит при участии объединенной комиссии (Gemeinsame Bundesausschuss – G-BA), которая определяет рекомендуемую стоимость лекарственного средства в зависимости от его эффективности и наличия альтернативных вариантов лечения. Внедрение таких мер обусловлено мнением руководства страны, что увеличение в 2009 г. расходов на лекарственные средства произошло именно за счет инновационных препаратов. Сегодня на фармрынке Германии доля безрецептурных лекарственных средств в денежном выражении составляет около 12% общего объема, а дженерические препараты занимают более 1/3 рынка. В натуральном выражении общий объем фармрынка продолжает ежегодно возрастать.
Действующие с 2004 г. изменения в правилах реимбурсации и более широкое использование замещения оригинальных лекарственных средств их дженерическими аналогами оказали существенное влияние на длительно пребывающие на фармрынке оригинальные препараты. Врачам и потребителям были предоставлены финансовые стимулы для перехода на дженерики. Однако реформы были не особенно “продженерическими”, так как, несмотря на увеличение количества назначений дженерических лекарственных средств, их доля на фармрынке в денежном выражении увеличивается не столь быстро.
В марте 2010 г. израильской компанией “Teva Pharmaceutical Industries” была приобретена немецкая дженерическая фармкомпания “Ratiopharm”. Данное при-обретение укрепило позиции компании “Teva” как ведущего производителя дженериков в Европе и сделало ее вторым по величине игроком на дженерическом фармрынке Германии. Немецкий рынок биотехнологий продолжает развиваться. Как ожидается, к 2020 г. удельный вес биофармацевтических лекарственных средств будет составлять около 20% всего фармрынка страны.
Ирландия
На протяжении последних 20 лет в Ирландии отмечали быстрый экономический рост. Руководство страны в больших масштабах инвестировало в обновление и реконструкцию инфраструктуры здравоохранения. Тем не менее, сегодня Ирландия находится в эпицентре серьезного экономического спада. На протяжении 2008-2010 гг. уровень ВВП стремительно сокращался, причем последующее его уменьшение ожидается и по итогам 2011 г. В связи с экономической рецессией и существенным бюджетным дефицитом страна получила EUR85 млрд ($113 млрд.) финансовой помощи от ЕС и МВФ.
В результате перед правительством Ирландии в ближайшие несколько лет будут ставится жесткие финансовые ограничения в его деятельности. При этом принимаются меры для защиты существующей системы здравоохранения от масштабного сокращения финансирования, особенно ключевых медицинских услуг. В связи с ухудшением финансового положения страны во время принятия бюджета на 2011 г. особое внимание было уделено прогрессивным мерам по сокращению расходов с привязкой к Национальному плану восстановления (National Recovery Plan). Несмотря на действующее в Ирландии медицинское страхование, оно не покрывает всего объема медицинских услуг. При этом частное медицинское страхование для большинства ирландцев остается недоступным по причине дороговизны. Поэтому в марте 2011 г. правительство объявило о планах к 2016 г. ввести всеобщее медицинское страхование (Universal Health Insurance – UHI). В основе системы UHI будет принцип доступа к медицинским услугам в соответствии с потребностями пациента и платой за них в соответствии с его платежеспособностью. Также станет обязательным медицинское страхование населения у государственных или частных страховщиков. При этом размер страховых выплат будет зависеть от платежеспособности застрахованного лица. Правительство также планирует отменить положение об оплате стоимости препаратов пациентами, которым предоставляют медицинские услуги врачи общей практики. Данное нововведение будет внедряться поэтапно.
В первую очередь доступ к бесплатным лекарственным средствам получат пациенты, которым предоставляется медицинская помощь по Схеме продолжительной болезни (Long-Term Illness scheme) и Схеме высокотехнологичных лекарственных средств (High-Tech Drugs scheme). Постепенно практика доступа к полной реимбурсации препаратов будет распространена на всех пациентов врачей общей практики.
Согласно системе UHI, все государственные медицинские учреждения должны стать независимыми и непри-быльными организациями под управлением назначенного правлением доверенного лица. Компенсации больницам за оказанные ими медицинские услуги будут выплачиваться по факту их предоставления. Таким образом, по действующей системе “деньги следуют за пациентом” руководство медицинских учреждений будет заинтересовано в предоставлении более высокого уровня обслуживания пациентам своей больницы. Кроме того, для уменьшения государственных затрат на систему здравоохранения Ирландии правительство также планирует внедрение референтной системы ценообразования и замещения оригинальных лекарственных средств их дженерическими версиями.
У многих транснациональных фармкомпаний на территории Ирландии размещены свои производственные мощности. При этом в последние годы несколько локальных фармкомпаний было вынуждено снизить объем производства лекарственных средств или полностью свернуть производственные мощности. Сегодня такое сокращение объема производства лекарственных средств полностью компенсируется притоком новых инвестиций в фармпромышленность страны, особенно в ее биофармацевтический сектор. На фоне ярко выраженного мультинационального присутствия фармкомпаний доля локальных производителей на фармрынке Ирландии ничтожно мала. В 2011 г. на рынке отмечена активность зарубежных производителей. Так, в сентябре 2011 г. американская компания “Alkermes” завершила слияние с “Elan Drug Technologies”, чтобы сформировать новую компанию “Alkermes Plc.” с главным офисом в Дублине. В сентябре 2011 г. компания “Pfizer” объявила, что инвестирует $200 млн. в расширение своих мощностей на территории бизнес-парка “Grange Castle” в Клондалкине, чтобы построить 2 новых помещения для разработки и тестирования биофармацевтической продукции. Также в сентябре 2011 г. “MSD” открыла новый R&D-центр на базе мощностей принадлежащего ей завода в Ballydine, создав 70 новых рабочих мест. В июне 2011 г. “MSD” открыла 2 новых производства на мощности ирландского завода “Brinny”.
Италия
Численность населения и обеспечение всеобщего здравоохранения в рамках национальной программы здравоохранения гарантирует, что итальянский фармрынок останется 3 по величине в Европе, несмотря на то, что для Италии характерны самые низкие темпы роста экономики по сравнению с другими развитыми странами Европы. Численность лиц пожилого возраста в Италии продолжает увеличиваться – доля людей в возрасте старше 65 лет превысила 20%, предполагается дальнейший рост этого показателя с соответствующим увеличением количества хронических и длительных заболеваний населения. Эта тенденция неизбежно приведет к увеличению объема потребления лекарственных средств, таким образом повышая финансовую нагрузку на экономически активную часть населения, которая вынуждена поддерживать людей пенсионного возраста, пополняя бюджет страны.
Несмотря на то, что увеличение розничного рынка в Италии происходило медленными темпами, в 2006-2009 гг. прирост госпитального сегмента отмечался двузначными показателями, занимая при этом почти 25% общего объема фармрынка страны. Согласно прогнозам экспертов “Espicom”, государственный долг Италии к концу 2011 г. достигнет своего максимального за последние годы значения и составит 120% ВВП, что является одним из максимальных показателей среди других европейских государств.
В середине августа 2011 г. советом министров Италии был утвержден ряд решений, внедрение которых должно сократить ежегодные бюджетные расходы на около EUR45,5 млрд. ($63 млрд. ). В связи с этим раньше, чем было запланировано, принято решение о повышении пенсионного возраста для женщин до 65 лет, которое вступит в силу в 2014 г., а также был увеличен НДС с 20% до 21%.
Состояние экономики Италии также отразилось на отрасли здравоохранения страны. Правительством был принят ряд решений относительно рынка госпитальных закупок и реимбурсации. Теперь процесс возмещения стоимости лекарственного препарата будет зависеть непосредственно от его эффективности.
На начальном этапе итальянская служба здравоохранения (Servicio Sanitaris Nazionale – SSN) внедряет 100% реимбурсацию стоимости лечения препаратами с фиксированным курсом и продолжительностью лечения и возмещение на уровне 50% для всех остальных лекарственных средств. Позже SSN будет возмещать стоимость лечения исключительно при наличии у пациентов положительного эффекта от проведенного лечения. При отсутствии ожидаемого эффекта от приема лекарственного средства оно будет исключаться из списка реимбурсируемых препаратов, а в некоторых случаях владелец торговой лицензии данного препарата будет компенсировать стоимость проведенного лечения, которая была возмещена государством ранее.
Также в системе здравоохранения была внедрена оплата пациентом консультаций у специалистов здравоохранения в EUR10 ($13). Региональным руководством каждого региона Италии будет отдельно приниматься решение о необходимости взимания платы за оказание медицинских услуг или их субсидирования. Принятые руководством страны меры для снижения уровня бюджетных затрат вызвали гневную реакцию со стороны итальянской общественности, что привело к всеобщей забастовке 6 сентября 2011 г. с отменой рейсов автобусов и поездов, а также закрытию государственных учреждений.
В ближайшее время 2 итальянские фармкомпании могут быть выставлены на продажу. Одной из них является ведущая фармкомпания Италии “Sigma-Tau”. После смерти в июне 2011 г. основателя этой компании Клаудио Каваззи в августе Bloomberg BusinessWeek Online сообщил, что семья Каваззи склоняется к продаже своей доли в компании, возможно, для частных инвесторов. Данная сделка по продаже одного из крупнейших частных производителей в Европе оценивается в EUR1 млрд. ($1,4 млрд.). Также в сентябре 2011 г. было сообщено о вероятности продажи “Rottapharm”, сумма сделки по продаже этой итальянской фармкомпании может составить около EUR2 млрд. ($2,9 млрд.).
Испания
Испанский фармацевтический рынок по своему объему в денежном выражении занимает 5 место среди остальных рынков лекарственных средств стран Западной Европы. При этом по показателю потребления лекарственных средств на душу населения у Испании отмечается отставание от других стран этого региона.
По мнению представителей фонда “Фармаиндустрия” (Farmaindustria), объединяющего 85 испанских и 99 мультинациональных фармацевтических компаний, в ближайшие годы, невзирая на экономические трудности, новые лекарственные средства будут продолжать выход на испанский фармрынок.
По прогнозам экспертов компании “Espicom”, для фармрынка Испании в 2011-2016 гг. будет характерен низкий ежегодный показатель прироста как в евро, так и в долларовом эквиваленте. При этом темпы роста в долларовом эквиваленте будут ниже, чем предполагалось ранее, что обусловлено вероятным снижением курса евро. Как ожидается, показатели прироста рынка госпитальных закупок будут опережать таковые в сегменте розничных продаж, но политика сокращения расходов на здравоохранение будет оказывать влияние на оба сегмента.
Система здравоохранения в Испании является децентрализованной. В связи с этим степень обеспечения населения медицинской помощью в разных регионах варьирует. Государственные расходы на здравоохранение составляют около 3/4 всех расходов на здравоохранение. При этом в последние годы отмечается тенденция к увеличению темпов прироста объема частных расходов на здравоохранение, превалирующую долю которых составляют непосредственно затраты потребителя. Однако темпы прироста частных расходов в Испании, как ожидается, также могут несколько замедлиться в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в стране.
С точки зрения инфраструктуры здравоохранения Испании наибольшие объемы финансирования отмечают для медицинских учреждений, предоставляющих амбулаторные услуги. В Национальной системе здравоохранения (Sistema nacional de Salud – SNS) этой страны работает высокопрофессиональный штат специалистов. Однако у экспертов компании “Espicom” существуют опасения, что в ближайшем будущем в Испании возможен недостаток специалистов здравоохранения, особенно в педиатрии, радиологии, анестезиологии, семейной медицине и патологической анатомии.
В августе 2011 г. правительство приняло новый Королевский декрет-закон (Royal Decree Law), который включал ряд мер по сокращению затрат для уменьшения дефицита бюджета страны. Некоторые их этих мер оказали влияние и на сектор здравоохранения. С помощью этих мероприятий правительство Испании намерено сократить ежегодную сумму затрат SNS на здравоохранение на EUR2,4 млрд. ($3,3 млрд.). Принятый закон поможет улучшить показатели, полученные от действия двух предыдущих законов (№4/2010 и №8/2010), которые по итогам 2010 г. позволили уменьшить расходы SNS на здравоохранение на 2,4%, или EUR2,2 млрд. ($3 млрд.).
Среди фармацевтических компаний Испании наиболее крепкие позиции отмечают у таких локальных производителей лекарственных средств, как “Almirall” и “Esteve”.
Нидерланды
Голландское правительство внедрило обязательное медстрахование, которое пришло на смену предыдущей двухуровневой системе, состоящей из частного медицинского страхования и страхования в системе больничных касс. Сегодня обязательное медицинское страхование покрывает предоставление неотложной медицинской помощи, а также курсовое лечение пациентов с хроническими заболеваниями.
Реформы в медицинском страховании сыграли заметную роль в определении уровня государственных расходов на здравоохранение, усилив тем самым конкурентную среду на рынке медицинского страхования, о чем свидетельствует переход к системе привилегированных поставщиков услуг медицинского страхования.
По итогам 2009 г. доля общих расходов на здравоохранение Нидерландов в структуре ВВП была максимальной среди всех исследуемых стран Западной Европы и составляла 12%. При этом в 2009 г. для этой страны также был характерен превалирующий по сравнению с другими государствами прирост удельного веса общих расходов на здравоохранение в структуре ВВП, нежели аналогичный показатель годом ранее.
В феврале 2011 г. Министерство здравоохранения, социального обеспечения и спорта Нидерландов (Ministry of Health, Welfare and Sport – VWS) объявило о продаже производственных мощностей Института вакцин Нидерландов (Netherlands Vaccine Institute – NVI) в Билтховене. Институт долгое время занимался поставкой вакцин для населения страны, но изменения в политике государства свидетельствует о передаче этого направления частному бизнесу.
Фармацевтическая компания “Schering-Plough” после слияния с “Merck” объявила о закрытии трех R&D-центров в Нидерландах, что привело к потере около 2000 рабочих мест. Однако в мае 2011 г. “MSD” было принято решение о реорганизации своей деятельности в Оссt (одного из R&D-центров “Schering-Plough”), при этом около 500 специалистов будут оставаться на заводе, производящем лекарственные средства для рынков развитых стран.
За последние несколько лет на фармрынке Нидерландов было зарегистрировано значительное количество новых биофармацевтических лекарственных средств. На территории страны функционирует множество биофармацевтических фармкомпаний. В феврале 2011 г. американская компания “Johnson & Johnson” завершила приобретение голландской биотехнологической компании”Crucell”, при этом последняя будет продолжать деятельность самостоятельно.
В июне 2010 г. голландской фармацевтической компанией “Fornix Biosciences” было продано ее подразделение “ALK-Abello”, занимающееся выпуском антигистаминных лекарственных средств.
Португалия
Экономическое положение Португалии остается нестабильным, что оказывает влияние на развитие ее фармрынка. Политика премьер-министра Педру Пассуш-Коэлью направлена на улучшение экономической ситуации в государстве с соблюдением ранее подписанных предыдущим правительством социальных обязательств. Программы по сокращению бюджетных расходов, как ожидается, останутся главными приоритетами в работе нового правительства.
С точки зрения экспертов Economist Intelligence Unit (EIU), налогово-бюджетная и экономическая политика Португалии будет формироваться под влиянием соглашений, подписанных с Евросоюзом и Международным валютным фондом. Также существуют предпосылки, что в рамках принятых правительством страны мер по сокращению бюджетного дефицита будут ограничены финансовые средства, выделяемые для нужд государственных медицинских учреждений.
Главной целью нового министра здравоохранения является дальнейшее стимулирование потребления населением дженерических лекарственных средств, стоимость которых в последние годы была снижена. Розничные продажи дженерических препаратов по итогам 2010 г. увеличились на 4,5% в денежном и на 10,9% в натуральном выражении, удельный вес дженериков в общем объеме фармрынка при этом составил 19,1% и 18,3% соответственно.
Таким образом, в отличие от других фармрынков стран Западной Европы, в Португалии доля розничных продаж дженерических лекарственных средств в общем объеме фармрынка в денежном выражении превышает таковую в натуральном.
По численности населения Португалия уступает практически всем странам Западной Европы. При этом EIU прогнозирует, что к 2016 г. число лиц в возрасте 65 лет и старше увеличится до 18,8% от общей численности населения страны и составит около 2 млн. человек.
По итогам 2011 г., объем розничных продаж лекарственных средств в долларовом эквиваленте, как ожидается, уменьшится, что будет обусловлено нестабильным курсом евро по отношению к этой валюте. В 2012-2016 гг. прирост фармрынка Португалии будет незначительным по сравнению с предыдущими годами.
По прогнозам экспертов компании “Espicom”, ежегодный объем розничных продаж фармацевтической продукции в пересчете на евро в прогнозируемый период будет незначительно увеличиваться. Низкие темпы прироста объема аптечных продаж будут обусловлены принятыми правительством мерами по уменьшению государственных расходов на госпитальные закупки лекарственных средств. Как ожидается, к 2016 г. объем фармрынка Португалии в денежном выражении будет одним из наименьших среди других стран Западной Европы. По расходам на нужды здравоохранения на душу населения показатель Португалии будет также одним из самых низких.
На территории Португалии находится большое количество производителей дженерических лекарственных средств. При этом удельный вес этих фармкомпаний в общем объеме рынка страны незначительный. Ведущими национальными производителями дженерических лекарственных средств являются “Farmoz” (часть “Tecnimede”), “Generis” (часть “Farma-APS”),”Medinfar”, “Hovione”, “Bluepharma” и “ToLife”. Среди зарубежных производителей дженерических препаратов на фармрынке Португалии представлены “Mylan”, “Ratiopharm” (теперь часть “Teva”), “Alter”, “Fresenius Kabi” (через “Labesfal”), “Stada”, “Actavis”, “Winthrop” и др.
Франция
Франция наряду с Великобританией является второй по величине страной в Европе по численности населения и показателю ВВП. На протяжении 2009-2010 гг. для фармрынка Франции отмечали низкие темпы прироста. При этом фармрынок страны продолжает оставаться одним из крупнейших по сравнению с другими государствами мира. В 2012-2016 гг. ожидаются ежегодные умеренные темпы прироста объема фармрынка Франции, что в большей степени будет обусловлено правительственной программой по сдерживанию расходов на здравоохранение и мерами по снижению стоимости на подлежащие реимбурсации лекарственные средства.
Внедрение этих мер было вызвано высоким уровнем расходов на здравоохранение и старением населения страны. Также были введены ограничения на назначения врачей и увеличена фискальная нагрузка на фармацевтическую промышленность. Фармрынок Франции продолжает оставаться одним из крупнейших по сравнению с таковыми других стран мира.
Сегодня политика относительно обеспечения населения страны лекарственными средствами проявляется в повышении доступности инновационных препаратов за счет уменьшения затрат на лекарственные средства путем сокращение ставок реимбурсации для препаратов с низкой или средней эффективностью. Также правительство Франции планирует сократить затраты на здравоохранение за счет увеличения объема продаж дженерических препаратов. Результатом принятых мер стало замедление темпов прироста государственных расходов на здравоохранение страны.
По показателю потребления лекарственных средств на душу населения Франция занимает одну из самых высоких позиций в мире. Причиной высокого уровня затрат на препараты является относительно низкая стоимость лекар-ственных средств для потребителя. Большая часть расходов покрывается за счет обязательного медицинского страхования, подкрепленного услугами частного медицинского страхования. При этом пациенты с хроническими заболеваниями полностью освобождены от участия в расходах на приобретение лекарственных средств. В общем объеме государственных затрат на здравоохранение удельный вес расходов на обеспечение лекарственными средствами пациентов с хроническими заболеваниями занимает более 60%.
В 2009-2010 гг. наибольший прирост отмечали в сегменте госпитальных закупок. Сегодня эти показатели несколько снизились в связи с ужесточением регулирования и контроля в этой сфере, а также уменьшением количества выводимых на фармрынок страны инновационных лекарственных средств.
После получения поддержки со стороны правительства рынок дженерических лекарственных средств начал активно наращивать долю в общем объеме фармрынка. До этого их удельный вес увеличивался незначительно.
Также на развитие рынка дженерических лекарственных средств оказывает влияние окончание сроков патентной защиты у большого количества оригинальных лекарственных средств. Ранее отстающий по показателям объема розничных продаж сегмент безрецептурных препаратов начал развиваться в связи с расширением правительством страны перечня реимбурсируемых лекарственных средств и внедрением рекомендаций для врачей о назначениях препаратов низкостоимостного сегмента.
Система здравоохранения Франции, как и Великобритании, двухуровневая и состоит из Универсального медицинского страхования (Couverture Maladie Universelle), которое является своеобразным эквивалентом британской Национальной службы здравоохранения (National Health Service – NHS), и частного сектора медицинских услуг. Доступность населения к медицинским услугам обеспечивает Государственная система социального медицинского страхования (French national health insurance system – HIS).
По данным совместного доклада Зейнер Ор, сотрудника Института научных исследований и информации в области экономики здравоохранения (Institut de Recherche et de Documentation en Economie de la Sante – IRDES) и Агнеса Коуффинхала, представителя Всемирного банка, озвученного в рамках семинара “Инновационные механизмы финансирования здравоохранения для повышения качества медицинской помощи”, проведенного в Москве 26-27 апреля 2011 г., HIS покрывает более 3/4 общих расходов на здравоохранение во Франции. Финансовое обеспечения системы здравоохранения Франции осуществляется как со стороны государства, так и фонда HIS. Государство внедряет различные схемы оказания медицинской помощи (амбулаторной, стационарной, долгосрочного лечения) с целью сокращения расходов HIS. В компетенции фонда HIS находится регулирование цен на лечебные процедуры, лекарственные средства и медицинское оборудование, определение перечня страховых возмещений и т. д. Населению предоставлено право выбора медицинского учреждения любой формы собственности (государственное или частное). При этом, по данным доклада З. Ор и А. Коуффинхала, значительная часть медицинских услуг предоставляется частными учреждениями. Врачами частной практики в основном проводится амбулаторное обслуживание пациентов.
Швейцария
Показатель продолжительности жизни населения Швейцарии является одним из самых высоких в мире, что свидетельствует о высоком уровне эффективности системы здравоохранения страны. Также у жителей Швейцарии высокий уровень доступности к широкому спектру медицинских услуг, а в системе здравоохранения существует большой выбор страховых компаний и поставщиков медицинских услуг. При этом столь эффективное функционирование системы здравоохранения нуждается в значительном объеме расходов на нее. По итогам 2009 г. доля общих затрат на здравоохранение в Швейцарии составила 11,4% ВВП, что намного выше среднего показателя удельного веса расходов на нужды здравоохранения по всем странам ОЭСР – 9,6%.
В 2011 г. ОЭСР и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) были проведены исследования системы здравоохранения Швейцарии. По мнению этих организаций, система здравоохранения страны, являющаяся сегодня одной из лучших в мире, в будущем будет нуждаться в адаптации к увеличению объема затрат на здравоохранение и количества пациентов с хроническими заболеваниями. Расходы на содержание большого количества медицинских учреждений также будут способствовать росту объема затрат на здравоохранение. У ОЭСР и ВОЗ существуют опасения, что в ближайшем будущем увеличение числа пациентов с хроническими заболеваниями, которым необходимо проведение менее интенсивной терапии, но на более регулярной основе, приведет к возникновению сложностей при финансировании медицинских учреждений. По результатам проведенного исследования, ОЭСР и ВОЗ рекомендуют правительству Швеции больше внимания уделять оказанию первичной медицинской помощи и мерам по предупреждению заболеваемости. Сегодня около 2,3% общих расходов на здравоохранение Швейцарии затрачивается на профилактику заболеваний и популяризацию здорового образа жизни среди населения. По мнению ОЭСР и ВОЗ, улучшить ситуацию в этом направлении может подписанный в 2011 г. правительством Швейцарии федеральный закон о профилактике, в котором между субъектами системы здравоохранения распределены обязанности по проводимой профилактике заболеваний, а также указаны суммы, выделяемые на пропаганду здорового образа жизни среди населения Швейцарии.
Также ОЭСР и ВОЗ предоставили рекомендации относительно усилий по сбору данных о качестве оказываемой медицинской помощи в каждом регионе с целью отслеживания ключевых рисков для здоровья населения в зависимости от их местожительства. В настоящее время система здравоохранения Швейцарии предполагает подготовку публичных отчетов о качестве медицинских услуг, предоставляемых в медицинских учреждениях. Эта практика должна быть распространена на всю систему здравоохранения, чтобы позволить пациентам, страховым компаниям и правительству владеть информацией об уровне обеспечения медицинской помощью в каждом регионе.
В связи с тем, что ожидается увеличение спроса на медицинские услуги и изменение в видах предоставляемой медицинской помощи, обусловленные старением населения, ОЭСР и ВОЗ рекомендуют пересмотреть существующую в системе здравоохранения политику привлечения медицинского персонала. По мнению этих организаций, в системе здравоохранения страны необходимо увеличить количество персонала в сфере первичной помощи за счет привлечения и удержания медсестер, а также поощрения перехода врачей на ведение общей врачебной практики. Принятие таких мер в будущем позволит системе здравоохранения соответствовать повышающимся к ней требованиям со стороны пациентов и оставаться одной из лучших в мире.
Фармацевтическая промышленность Швейцарии является высокоразвитой, а качество проведения научных исследований и произведенной продукции заслужили международное признание. Объем экспорта фармацевтической продукции этой страны превышает $43 млрд., а сальдо торгового баланса фармпродукции имеет позитивное значение, с 2000 г. отмечается тенденция к повышению этого показателя.
На фармрынке страны лидируют 2 локальных производителя лекарственных средств – “Novartis” и “Roche”. Обе фармкомпании имеют существенную долю на локальном фармрынке, при этом большая часть произведенных ими лекарственных средств продается за пределами Швейцарии.
Согласно международным стандартам, фармрынок дженерических лекарственных средств Швейцарии остается низкоконкурентным. Более 70% продаж дженерических препаратов приходится на 2 локальные фармкомпании – “Mepha”, приобретенная в апреле 2010 г. американской биофармацевтической компанией “Cephalon”, и “Sandoz”. Создание на фармрынке страны более конкурентной среды, по мнению экспертов “Espicom”, позволило бы снизить уровень цен на лекарственные средства. Сегодня система здравоохранения Швейцарии, по мнению ВОЗ и ОЭСР, является одной из лучших в мире
Применяемая правительством Швейцарии политика снижения уровня наценки на препараты может оказаться неэффективной в связи с уменьшением привлекательности фармрынка страны для новых его участников. При этом позиции существующих производителей укрепляются. Несколько зарубежных фармкомпаний, в частности, “Teva”, “Actavis” и “Sanofi” (через “Winthrop”), имеют свои производственные мощности в Швейцарии, но сегодня их доля в общем объеме фармрынка страны продолжает оставаться незначительной.
В последнее время отмечали несколько новых приобретений, сделанных швейцарскими фармкомпаниями. В апреле 2011 г. “Novartis” завершил слияние с “Alcon”, которая сегодня является новым подразделением “Novartis” по производству препаратов для ухода за глазами. Ранее, в декабре 2010 г., компания “Novartis” выкупила остававшуюся долю в “Alcon” за $168 за акцию на общую сумму $12,9 млрд. В секторе биологических лекарственных средств в июле 2011 г. компанией “Lonza” была приобретена “Arch Chemicals” за $1,2 млрд. В июле 2010 г. вступили в силу обязательные соглашения о приобретении швейцарской фармкомпанией “Actelion” частной французской компании “Trophos”, которая специализируется на производстве лекарственных средств для лечения нейродегенеративных заболеваний.
Выводы
В условиях восстановления экономики после глобального экономического кризиса и надвигающихся новых ис-пытаний для экономик стран Западной Европы их руководство находится перед дилеммой. С одной стороны, необходимо удовлетворять продолжающий возрастать спрос на лекарственные средства со стороны стареющего населения стран и повышать эффективность системы здравоохранения внедряя инновационные методы лечения. С другой – государственные бюджеты стран исследуемого региона ограничены, а ожидаемый рост экономических показателей для большинства стран прогнозируется незначительный. Таким образом, правительства стран Западной Европы вынуждены принимать все меры для получения максимальной эффективности системы здравоохранения с минимальным уровнем расходов на нее.
Экономическое развитие стран Западной Европы проходит по различным сценариям. При этом во всех странах данного региона, независимо от стабильности их экономики, принимают меры для уменьшения объема государственных затрат на нужды здравоохранения, которые продолжают увеличиваться в связи со старением населения и повышением стоимости инновационных лекарственных средств. (apteka/Химия Украины, СНГ, мира)