В январе-июне баланс рынка светлых нефтепродуктов (без учета оккупированной АР Крым) составил 3,5 млн. т, что на 8% выше показателя аналогичного периода 2015 г., сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Рост баланса по дизельному топливу отмечается за счет увеличения импортных поставок, а также существенного роста производства на Кременчугском НПЗ (ПАО “Укртатнафта”) и Шебелинском ГПЗ (ПАО “Укргаздобыча”). Импорт ДТ вырос на 10% до 2,2 млн. т. Три четверти всего дизтоплива поступило из Беларуси, которая нарастила поставки до 1,49 млн. т (+63%). PKN Orlen увеличила отгрузки со своего литовского завода на 62% (190 тыс. т). При этом импорт из Польши (49 тыс. т) сократился на 57%. Порядка 8% приходится на долю российского продукта. При этом за июнь с поставкой первых 33 тыс. т трубопроводного ДТ по системе “ПрикарпатЗападранс” российская доля достигла 20%. При поставке запланированных на июль 70 тыс. т ДТ по трубе доля РФ может достигнуть трети всех импортных поставок в Украину.
Импорт бензинов снизился на 3% до 684 тыс. т. Основное сокращение пришлось на поставки из Литвы (-48%) и Польши (-58%). С этих двух направлений были завезены 87 тыс. т бензинов. Беларусь утвердилась в качестве абсолютного лидера по отгрузкам бензина в адрес украинских операторов. За полгода из республики было завезено 561 тыс. т бензина, что на 56% выше показателя 2015 г. Таким образом, на Беларусь приходится 82% всего импорта бензинов.
Рост производства бензинов и ДТ на Кременчугском НПЗ стал следствием начала импорта казахской нефти с сентября 2015 г. За 6 месяцев его выпуск вырос на 25% до 284 тыс. т, ДТ – на 12% до 257 тыс. т. В “Консалтинговой группе А-95” отметили, что показатель производства “Укртатнафты” рассчитывается с учетом среднего выхода светлых нефтепродуктов и поставок нефти на завод. ПАО прекратило отчитываться о выпуске продукции в конце 2014 г. В первом полугодии произошел существенный рост производства бензинов (+15%, до 82 тыс. т) на Шебелинском ГПЗ, которые с апреля соответствуют стандарту качества Евро-4. При этом производство дизельного топлива на ГПЗ выросло на 29% до 62 тыс. т. Рост производства также стал следствием начала импорта казахстанского сырья.
“Помимо стабилизации ситуации в экономике Украины увеличение балансов топлива отчасти связано с детенизацией рынка, в частности минимизацией контрабандных поставок дизельного топлива через южные порты, которые имели место в I полугодии 2015 г. Объемы потребления бензина снижаются под натиском популярности сжиженного газа, поставки которого за полугодие выросли на 37%, или на 177 тыс. т”, – отметили в “Консалтинговой группе А-95”. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)