Сотрудники энергетической таможни тормозят оформление импортных партий широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) под предлогом отбора проб для анализа качества продукта. Об этом говорится в сообщении компании “Газтрон-Украина”, которая в июле поставила в Украину 3,5 тыс. т ШФЛУ для давальческой переработки на мощностях Селещинского ГПЗ “Укргаздобычи”.
Как отметил руководитель компании Владислав Колодяжный, необоснованные требования сотрудников таможни привели к длительным простоям вагонов. “Логично, что для проверки соответствия характеристик продукта, выпущенного одним производителем и отгруженного в рамках одной поставки, достаточно взять пробу с одной партии, однако таможня требует анализ качества с каждой партии”, – приводятся в сообщении слова Колодяжного. По его словам, бездействие сотрудников Энергетической таможни привели к задержке вагонов на таможне на 14 дней, поскольку аккредитованная таможней лаборатория не обладает достаточным количеством пробников для обработки такого количества отобранных проб. “Наша компания была вынуждена самостоятельно закупить 6 пробников общей стоимостью около 60 тыс. грн. для ускорения процесса таможенной очистки газа в Харькове. Затраты на оборудование и простои вагонов увеличили стоимость сырья на 953 грн./т, или около 50 коп./л”, – говорится в сообщении “Газтрона”.
В компании напомнили, что в 2015 г. “Газтрон-Украина” уже импортировала ШФЛУ для давальческой переработки на ГПЗ “Укргаздобычи”. “Тогда наша компания столкнулась с проблемой двойного налогообложения, которую так и не удалось решить, а сегодня мы имеем длительные задержки сырья на таможне. Очевидно, что такие сложности отталкивают трейдеров, желающих поставлять давальческое сырье на заводы госкомпании “Укргаздобыча”. В результате саботажа таможенных органов мощности госкомпании остаются недозагруженными, а украинский рынок лишается альтернативного источника поставок сжиженного газа”, – считают в “Газтроне”.
Другие участники рынка настороженно наблюдают за процессом. “Мы также рассматривали возможность поставки ШФЛУ на Селещину, однако теперь будем ждать окончания эпопеи с “Газтроном”, – сказал представитель компании, планирующей импортировать давальческое сырье.
ПАО “Укргаздобыча” рассматривает импортный ШФЛУ как один из путей дозагрузки мощностей Селещинского ГПЗ, а вскоре – и Шебелинского ГПЗ. Согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс, сегодня проблема двойного налогообложения, при которой акцизом сначала облагается импортная ШФЛУ, а потом сжиженный газ, произведенный из нее, исчерпана.
В 2012-2013 гг. задержки импортного сжиженного газа на таможне под предлогом отбора проб были основным инструментом монополизации украинского рынка компанией “Газ Украины 2009”, а в последствии – ГК “ВЕТЭК” Сергея Курченко. Тогда простои вагонов на границе составляли в среднем 30 дней, что приводило к увеличению стоимости импортного сжиженного газа на $150/т.
“Газтрон-Украина” (входит в структуру ITL Group) представлен на украинском рынке с 2006 г. На сегодняшний день компания ведет оптовую реализацию сжиженного газа импортного и украинского производства с 6 газонаполнительных станций (ГНС) в Восточном, Центральном и Южном регионах Украины. Компания оперирует парком из 20 автоцистерн для перевозки сжиженного газа, что позволяет ей предоставлять комплексные услуги по газоснабжению розничных сетей и промышленных потребителей. Также компания реализует на внутреннем рынке оптовые партии базовых масел, светлых и темных нефтепродуктов. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)