Операторы рынка сообщают о трудностях при таможенном оформлении импортного сжиженного газа. По словам импортеров, в последнее время значительно участились отборы проб на предмет соответствия фактической плотности продукта заявленному в декларации показателю. В то же время технически обеспечить оперативный контроль таможня не в состоянии, что вызывает задержки вагонов и автомобилей на таможенных постах.
Ранее с аналогичной проблемой при растаможке широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) столкнулась компания “Газтрон-Украина”.
“Санкцию на отбор проб газа выдает отдел по борьбе с таможенными правонарушениями Энергетической таможни ГФС, бывший отдел контрабанды. Лаборатория ГФС отвечает, что пробников нет, обеспечить отбор проб технически невозможно, однако требования по отбору зачастую остаются и все идет по новому кругу”, – сообщил руководитель крупной компании-импортера из Киева.
Эту информацию подтвердил польский трейдер сжиженного газа. “Мы отправили 2 машины в Украину, однако они застряли во Львове для оформления документов, проверяют качество. Хотя на сертификатах качества и счете были указаны все показатели согласно нормам EN589 и подтвержденная плотность при 15оС. Мы бы хотели поставлять больше, но с таким подходом это вряд ли”, – сообщил источник.
Трейдеры обращают внимание на то, что действия Энергетической таможни значительно увеличивают стоимость и без того дефицитного газа. “Например, чтобы отобрать с нашей последней партии, вагоны пришлось гнать с Купянска на ближайшую ГНС, где возможно осуществить отбор. За эту операцию “Укрзализныця” выставила нам счет на 15000 грн. А сколько выставит владелец этой ГНС за свои услуги – еще не известно. За простои вагонов я уже и не говорю”, – рассказал трейдер.
При этом импортеры отмечают, что сама идея отбора проб абсурдна, ведь фактическая плотность всегда будет отличаться от нормативной. “На заводе наливается все с одного резервуара, куда постоянно поступают новые партии продукта, поэтому плотность будет “плясать” в обе стороны. Если она выше, чем заявленная, – таможня просит уплатить акциз с большего литража, указанного в декларации. Если же плотность ниже – то разница в литраже (100-150 л на вагоне) считается контрабандой. На нее нужно доплачивается акциз, а также начисляется штраф в его трехкратном размере”, – рассказал представитель одного из крупнейших импортеров СУГ в Украину. Он добавил, что после каждого такого инцидента в базе таможни по конкретному оператору устанавливается метка, которая в будущем повысит вероятность остановки его груза для дополнительной проверки. В случае выявления трех нарушений на компанию выписывается предписание о запрете внешнеэкономической деятельности.
Согласно изменениям в Налоговый кодекс, с 1 марта 2016 г. ставка акциза на сжиженный газа рассчитывается в литрах и составляет EUR31/1000 л. При этом, согласно закону, измерение партии должно проводиться при температуре 15оС.
Как сообщалось, в 2012-2013 гг. задержки импортного сжиженного газа на таможне под предлогом отбора проб были основным инструментом монополизации украинского рынка компанией “Газ Украины 2009”, а в последствии – ГК “ВЕТЭК” Сергея Курченко. Тогда простои вагонов на границе составляли в среднем 30 дней, что приводило к увеличению стоимости импортного сжиженного газа на $150/т. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)