Национальная комиссия госрегулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) понизила тарифы на прокачку нефти для оператора нефтетранспортной системы компании “Укртранснафта” в направлении Кременчугского НПЗ (Полтавская обл.) на 6,3-39,2% в зависимости от маршрута прокачки. В решении комиссии отмечается, что причиной понижения тарифов является увеличение ожидаемых объемов прокачки на украинские НПЗ в 2,1 раза до 2,705 млн. т по сравнению с ожидаемым объемом в 2016 г. (1,283 млн. т).
В частности, тариф на прокачку нефти на участке Гнеденцы – Кременчугский НПЗ снижен на 31,04% (на 23,5 грн./т) до 52,2 грн./т, Глинско-Розбышевская – Кременчугский НПЗ – на 39,2% (на 26,5 грн./т) до 41,1 грн./т, Малая Павловка – Кременчугский НПЗ” – на 30,29% (на 23,2 грн./т) до 53,4 грн./т, Одесса – Кременчугский НПЗ – на 6,34% (на 7,3 грн./т) до 107,9 грн./т, на участке от морского нефтяного терминала “Южный” до Кременчугского НПЗ – на 8,82% (на 9,8 грн./т) до 101,3 грн./т.
С 1 июля 2015 г. НКРЭКУ по инициативе нового руководства госкомпании повысила тарифы на транспортировку нефти трубопроводами “Укртранснафты” практически в 4-8 раза. Это решение НКРЭКУ стало “сюрпризом” для группы “Приват”, которая контролирует деятельность Кременчугского НПЗ.
За счет низких тарифов последние 8 лет государственное предприятие фактически дотировало НПЗ, в частности, “Укртатнафту”, контролируемую “Приватом”. Поступления от услуг по транспортировке нефти не покрывали эксплуатационные расходы предприятия, которые непосредственно связаны с процессом перекачки. Отменить решение о повышении тарифов “Приват” попытался через суд. Так, в январе Окружной административный суд Киева удовлетворил иск контролируемых группой “Приват” компаний “Синтез Ойл” и “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) и признал незаконным постановление НКРЭКУ о повышении тарифов. В мае 2016 г. Киевский апелляционный административный суд отменил это решение.
ПАО “Укртранснафта” и “Укртатнафта” (оператор Кременчугского НПЗ) подписали протокол о намерениях прокачать на завод в ближайшие 3 года 4 млн. т азербайджанской нефти (порядка 1,3 млн. т/год). В начале ноября “Укртранснафта” обратилось к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой как можно скорее позволить госкомпании заменить нефть марки Urals, которой заполнен участок нефтепровода Одесса – Кременчуг, на нефть марки Azeri Light. В письме заместитель гендиректора “Укртранснафты” Андрей Пасишник указал на то, что без решения правительства ПАО не сможет выполнить договор о поставке азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ, которая запланирована на декабрь. Однако Министерство финансов ответило запретом на предложение “Укртранснафты”. Таким образом, отмечает Пасишник, “Укртранснафта” не сможет транспортировать первую партию азербайджанской нефти в Кременчуг.
“Укртранснафта” является оператором нефтетранспортной системы Украины, 100% ее акций находятся в управлении НАК “Нафтогаз Украины”. Система магистральных нефтепроводов “Укртранснафты” диаметром от 159 до 1220 мм общей протяженностью 4,7 тыс. км проходит по территории 19 областей Украины. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)