Сеть АЗС “БРСМ” и Одесский нефтеперерабатывающий завод вскоре могут стать частью государственного предприятия, которое будет контролироваться командой президента.
На рынок торговли нефтепродуктами выходит новый игрок – ГП “Украинская топливно-энергетическая компания” (УТЭК). Его производственным фундаментом станет сеть АЗС группы “БРСМ” Эдуарда Ставицкого, которую госпредприятие в ближайшее время получит в свое управление. Впоследствии к розничному бизнесу УТЭК может примкнуть Одесский НПЗ, которым номинально владеет Сергей Курченко. Окучиванием обоих активов занимается тандем главы Минэнергоугля Игоря Насалыка и бывшего владельца ФК “Карпаты” Петра Дыминского, который накануне вышел из состава акционеров заправочной сети WOG.
Корпоративная диффузия. “БРСМ-нафта” открыла пятую АЗС в Днепропетровской области”. “БРСМ-нафта” дебютировала в Луганске”. “Сеть “БРСМ-нафта” расширилась до 175 объектов”. Это основные заголовки новостей, в славе которых трейдер купался в 2012-2014 гг. За этот период компания выросла с мелкого торговца в национальную сеть. За три года количество заправок не пользующегося известностью оператора выросла с 36 до 183. В этот отрезок времени Министерством энергетики управлял Эдуард Ставицкий, который считался основным бенефициаром “БРСМ-нафты”. Связь с трейдером прослеживалась через вхождение в учредительный капитал компании Валентины Ушаковой – тещи Ставицкого. Впрочем, окружение бывшего министра, который сейчас скрывается в Израиле, продолжает отрицать его связь с нефтетрейдером. “БРСМ не имеет никакого отношения к Ставицкому, мы просто арендовали у его тещи несколько заправок в 2012 г. По-моему, около 11 штук”, – заявил один из сотрудников компании.
Однако эта легенда не прижилась. После того как в феврале 2014 г. из Украины бежал Виктор Янукович с “семьей”, ассоциативный ряд “Ставицкий-БРСМ” начал работать против трейдера. Сотрудники Государственной фискальной службы и МВД провели обыски в киевском офисе “БРСМ-нафты”, а ее должностные лица стали постоянными клиентами правоохранительных органов. Так, в рамках одного из возбужденных уголовных дел руководители компании подозреваются в “завладении чужим имуществом путем злоупотребления служебным положением”.
“Правоохранительными органами установлено, что путем незаконного приобретения, производства и сбыта нефтепродуктов менеджеры группы компаний “БРСМ”, злоупотребляя служебным положением, незаконно завладели средствами (занизили НДС) на общую сумму более 1,2 млрд. грн.”, – говорится в материалах дела.
Каток государственной машины тогда развернулся против компании. Как оказалось, этот процесс был не справедливым последствием перезагрузки центральной власти, а банальной корпоративной атакой. По данным источника, “набег” на “БРСМ-нафту” прошел с подачи известных одноклассников – депутата из “Народного фронта” Сергея Пашинского и основателя группы “Фактор” Сергея Тищенко. “В 2015 г. Тищенко мне лично говорил, что ему интересны заправки “БРСМ”, – подчеркивает собеседник.
Тем не менее, атака быстро захлебнулась: спустя несколько месяцев после открытия уголовные дела против команды Ставицкого были закрыты. По словам экс-главы СБУ Валентина Наливайченко, это произошло с подачи прокуратуры. “Следствие МВД против “БРСМ-нафты” остановил Анатолий Даниленко (экс-заместитель генерального прокурора)”, – заявлял летом 2015 г. тогдашний глава СБУ Наливайченко.
Второй круг. Вторая атака на трейдерский бизнес Ставицкого началась в апреле 2016 г., совпав во времени с утверждением нового состава Кабмина. Тогда ГФС начала проверку заправок «БРСМ» с изъятием документации и наличности. Ближе к концу года ГФС взялась за конфискацию топлива на АЗС, из-за чего была остановлена работа 120 станций – больше половины сети. На этот раз следственные действия проходили в рамках проведения Генпрокуратурой досудебного следствия в уголовном производстве по подозрению компании в уклонении от уплаты 1 млрд. грн. налогов.
“На станциях расставлены представители полиции, Нацгвардии и ГФС. Цель рейдеров очень простая – парализовать работу сети и заставить нас отдать компанию в интересах рейдерской группы. Люди, которые стоят за рейдерской атакой, имеют очень существенное влияние на высшее руководство государства”, – так год назад комментировал те события директор департамента стратегического маркетинга компании “БРСМ-нафта” Александр Мельничук.
Прогноз менеджера оправдался только сейчас. По данным источников, заправки с желто-черной раскраской вскоре примет на себя созданное пару месяцев назад ГП “Украинская топливно-энергетическая компания” (УТЭК). Его учредителем является Министерство энергетики, которое уже выделило для компании находящийся в его ведении бывший просторный офис Министерства угольной промышленности на улице Б. Хмельницкого, 4. Центральный кабинет в нем будет занимать Николай Гандзюк, назначенный и. о. директора УТЭК. По словам собеседника из министерства, решение о назначении Гандзюка принимал Игорь Насалык. Возможно, доверие к этому менеджеру было продиктовано тем, что брат Николая Гандзюка Василий Гандзюк с 1998 г. по 2008 г. числился директором долинского филиала СП “Тирос-петроль” – структурной единицы ООО “Тирос-петроль-техно-центр”, которая входила в группу компаний “Техно-центр” Насалыка.
Однако собеседники указывают и на другое обстоятельство: Николай Гандзюк близок к львовскому олигарху Петру Дыминскому, который в 1990-е годы вел с Насалыком совместный бизнес по торговле нефтепродуктами. Опосредованно это подтверждается тем, что в середине 2000-х годов Николай Гандзюк числился директором ГП “Укртранснефтепродукт” – предприятия, которое в то время курировал Дыминский.
Кроме того, Гандзюк был помощником народного депутата шестого созыва Александра Гудымы – ближайшего соратника Дыминского.
Для внутреннего пользования. Период для развития ГП “УТЭК” выбран максимально удачно. У Дыминского появилось больше времени на этот проект – он вышел из соучредителей сети WOG. Этот процесс ознаменовался сменой компании, управляющей данными заправками. В феврале 2017 г. на место ООО “ВОГ ритейл” (ЕГРПОУ 37821544), в котором Дыминскому опосредованно принадлежало 25%, пришло ООО “ВОГ ритейл” (ЕГРПОУ 38740702). Последнее контролируют Степан Ивахив, Сергей Лагур и дети погибшего Игоря Еремеева – Роман и София.
“По внутреннему акционерному соглашению решивший продать свою долю обязан предложить ее к выкупу партнерам. Петр Петрович решил выйти, остальные выкупить его пакет не отказались”, – заявил источник в группе.
Эту информацию подтвердил СЕО WOG Сергей Корецкий. “В конце 2016 г. Петр Петрович Дыминский вышел из состава участников компании «ВОГ». Это было его решение. Разговор о выходе Дыминского шел внутри группы еще при живом Игоре Еремееве”, – сказал Корецкий.
Все выглядит так, будто Украинская топливно-энергетическая компания – личный проект Насалыка и Дыминского, которые реализовывают его под государственной крышей. Однако это опровергли сразу два источника. “Летом 2016 г. Насалык говорил мне, что ему нужно как-то решить вопрос с передачей заправок «БРСМ» в Минэнерго”, – рассказывал недавно один из чиновников. “В конце 2016 г. Иванчук (вероятно, речь идет о депутате из “Народного фронта” Андрее Иванчуке) занимался оформлением (покупкой) “Карпатнефтехима”. Он тогда очень переживал, что когда про эту сделку узнают в АП, что там попытаются “отжать” “Карпатнефтехим” так же, как, по его словам, “они (АП) делают это с БРСМ”, – говорит собеседник из Минэнерго.
Плюс Одесский НПЗ. По словам представителя Минэнерго, отъем заправок «БРСМ» у Ставицкого будет происходить по той же схеме, что и в случае с Одесским нефтеперерабатывающим заводом Сергея Курченко.
В 2015 г. местный суд арестовал его целостный имущественный комплекс, постановив передать его “на ответственное хранение и в оперативное управление” ГП “Укртранснафтопродукт”. В ближайшее время у Одесского НПЗ также сменится куратор. Сейчас эту функцию выполняет тандем Пашинский – Тищенко, от имени которых “Укртранснафтопродуктом” руководит бывший сотрудник группы компаний “Фактор” Александр Горбунов. Однако скоро место Горбунова займет Евгений Майданюк – экс-помощник Дыминского в его бытность народным депутатом.
Поводом для перестановки менеджеров являются два свежих судебных решения, одним из которых Горбунов был резко ограничен в полномочиях, другим – восстановлен в силе приказ Минэнерго о назначении главой “Укртранснафтопродукта” Майданюка.
“Около месяца назад (через несколько дней после принятия этих судебных решений) к Насалыку приезжал Пашинский. Они долго говорили. Очень долго”, – говорит один из подчиненных министра. По его словам, Пашинский и Тищенко стремятся удержать своего человека в “Укртранснафтопродукте” по двум причинам.
Первая – они не хотят разглашения информации об условиях продажи арестованных нефтепродуктов Сергея Курченко, которые в 2014 г. были переданы под реализацию “Укртранснафтопродукту”. Вторая – Пашинский и Тищенко не теряют надежду на восстановление работы Одесского НПЗ.
“У Тищенко есть идея финансирования пуска завода за чужой счет. По его мнению, Кабмин должен подписать с Shell трехстороннее соглашение о ее досрочном выходе из Соглашения по распределению продукции по Юзовской площади, в котором будет предусмотрена компенсация за этот выход. Эти деньги Тищенко предлагает направить на восстановление Одесского НПЗ. В Shell об этом знают и, естественно, с ним не соглашаются, но их “не выпускают” из Украины. Вы знаете, что Shell именно по этой причине уже два года не может сняться с учета в Голосеевской налоговой инспекции?” – спрашивает источник.
По его словам, идея “рэкета” Shell пока не прижилась ни в Кабмине, ни в администрации президента. Правда, связано это не с желанием не навредить иностранному инвестору, а с планами по поводу Одесского НПЗ. На Банковой уверены, что со временем это предприятие также должно перейти в состав УТЭК. По крайней мере, задел для этого уже создан: при регистрации Украинская топливно-энергетическая компания предусмотрительно внесла в список основных видов деятельности не только розничную торговлю нефтепродуктами, а и “производство продуктов нефтепереработки”. (epravda.com.ua/Химия Украины и мира)