За последние 15 лет система обеспечения Украины нефтепродуктами радикально изменилась. Страна слезла с российской нефтяной иглы, создав диверсифицированную модель поставок импортных нефтепродуктов. Жертвой перемен стала нефтеперерабатывающая отрасль, на которую сегодня приходится около 20% топливного рынка, остальное поставляется с заводов Беларуси, России и Европы.
Ниже – портреты четырех основных поставщиков нефтепродуктов, которые закрывают 90% потребностей Украины в бензине и дизельном топливе.
- Белорусская нефтяная компания.
Беларусь и ее государственный спецэкспортер Белорусская нефтяная компания – крупнейшие поставщики моторных топлив в Украину. В 2016 г. соседи заняли 48% рынка, по итогам 4 месяцев 2017 г. – 50%. И если на рынке ДТ это 45,7%, то на рынке бензинов – 55%. Секрет успеха прост и сложен одновременно: дешевая российская нефть, инвестиции в модернизацию НПЗ и элементарная географическая близость. В итоге Украина является наиболее вожделенным рынком среди других направлений экспорта нефтепродуктов. Например, на украинских поставках белорусы зарабатывают на $50-60/т больше, чем на экспорте через балтийские порты. Поэтому когда в середине 2016 г. россияне срезали поставки нефти в Беларусь на треть, отгрузки готовых нефтепродуктов в Украину снижены не были. За половину украинского рынка пришлось попотеть. В течение последних 15 лет “сябры” вложили в модернизацию одного Мозырского НПЗ больше, чем все 7 украинских заводов вместе взятых. Расположенный в 80 км от границы с Украиной, этот завод едва ли не ежегодно запускает новые установки.
Свой путь в Украине БНК начала с торговли на границе, а в последние годы начала проникновение на внутренний рынок. С 2009 г. работает ООО “БНК-Украина”, которое, впрочем, не ведет активной торговой деятельности. Компания скорее оказывает сервисные услуги покупателям белорусских нефтепродуктов и в целом поддержку бизнесу на месте. Работы хватает, тем более, что помимо клиентов проблем периодически подбрасывают и многочисленные украинские органы.
Крупнейшими покупателями белорусских нефтепродуктов являются сети ОККО, WOG, трейдер ЗНГК, “Альянс Ойл Украина” и многие другие. Но с 2014 г. у белорусов появился явный фаворит – компания со странным названием “Укрпалетсистем”, развивающая сеть заправок под брэндом UPG. Еще недавно игрок второго дивизиона с офисом в Коростене (Житомирская обл.) на сегодня входит в десятку крупнейших нефтетрейдеров страны. Бензовозы UPG можно встретить во всех уголках страны, растет сеть заправок, а по ценам на топливо оператор встал в один ряд с лидером эконом-сегмента – группой “Приват”. Этот взлет связан только с одним – с поддержкой БНК. “Паллеты”, как их называют на рынке, имеют однозначные приоритеты в поставках, для него у БНК действует система отсрочек платежей. Детали такого сближения стороны комментируют скупо, но на рынке уверены – это нерядовое взаимодействие, здесь нечто большее. В 2015-2017 г. “Укрпалетсистем” открыла четыре комплекса под брэндом “Белорусская нефтяная компания”.
Доли основных поставщиков нефтепродуктов (бензин и ДТ) в Украину в 2016, г., 2017 г., %: Украина (“Приват”) – 14, 18; Беларусь (БНК) – 48, 50; Литва, Польша (“Орлен”) – 11, 8; Россия (Proton Energy Group S.A.) – 16, 16; другие – 11, 8.
- Группа “Приват”.
Днепропетровская группа в 2016 г. поставила на рынок 1,35 млн. т бензина и ДТ, заняв 16,6% рынка. Основной объем – 1,1 млн. т, или 14% рынка пришлось на продукцию контролируемой “Приватом” “Укртатнафты”, крупнейшего НПЗ Украины. Сырьем для завода служит нефть и газовый конденсат компании “Укрнафта”, а также поставляемая по морю нефть из Казахстана и Азербайджана. Вся кременчугская продукция реализуется через сеть автозаправочных станций “Приват” (“Авиас”, ANP, “Сентоза” и др.). К ней также можно отнести и заправки “Укрнафты”, в которой более 40% акций и оперативный контроль во многом принадлежит днепропетровской группе. Консолидированная сеть группы насчитывает 1540 объектов, или 26,6% от их общего числа АЗС в Украине.
В январе-апреле 2017 г. доля “Привата” на рынке выросла до 18% за счет 10%-ного увеличения выработки и сокращения потребления в стране на 1,9%. Но этот игрок способен на большее. Можно увеличить загрузку “Укртатнафты”, для этого есть свободные мощности и договоренности с поставщиками сырья. Завод подписал соглашение с азербайджанской Socar о поставках 1,3 млн. т нефти ежегодно на 2017-2019 гг. (более 100 тыс. т в месяц) и заключил договор с госкомпанией “Укртранснафта” на прокачку этих объемов.
По неизвестным причинам группа Игоря Коломойского не спешит наращивать производство: в январе-апреле 2017 г. было закуплено 210 тыс. т азербайджанской и 10 тыс. т казахской нефти, или вдвое ниже ожидаемых объемов. Актуальность наращивания поставок импортного сырья усиливается непрерывным падением добычи украинской нефти компанией “Укрнафта”, которая планирует в лучшем случае остановить спад в ближайшие два года.
Почему не растет загрузка Кременчуга? Налицо сложности со сбытом, неоднократные попытки заключить долгосрочные контракты на поставку нефтепродуктов успехом пока не увенчались. И это несмотря на удобство работы с внутренним производителем и качеством Евро-5, которому с 2017 г. отвечают кременчугские бензины и ДТ. Похоже, есть и разногласия между двумя партнерами по управлению “Укртатнафтой” – Игорем Коломойским и Александром Ярославским. Не приходится также исключать и то, что сейчас не время для увеличения масштабов бизнеса – конфликт между властями и “Приватом” находится в острой фазе.
- Proton Energy Group S.A.
В мае 2016 г. возобновились поставки дизтоплива по нефтепродуктопроводу “Прикарпатзападтранс”, который простаивал с 2014 г. В 2016 г. магистраль качнула 860 тыс. т дизтоплива, за 4 месяца 2017 г. – 340 тыс. т. Рыночная доля выросла с 10,5% до 15,4%. К осени стало понятно, что труба – теперь единственный канал поставок российского ДТ в Украину (не считая эпизодических партий по морю), а единственным экспортером стала “Роснефть”. Разрыв межгосударственных отношений заставил российские компании покинуть Украину и в целом держаться подальше. Но избыток топлива в России никуда не делся. Настало время трейдеров.
Объемы “Роснефти” и ее активы в Украине подхватила швейцарская Proton Energy Group. Эта компания была известна на рынке и ранее, но как поставщик по морю. В 2015 г. она стала крупнейшим поставщиком дизтоплива в наши порты с результатом 580 тыс. т. Основной объем поступил с НПЗ в Хайфе (Израиль), где Proton Energy является единственным трейдером всей линейки нефтепродуктов. Швейцарцы за полгода изменили систему координат украинского рынка. Пульс трейдинга переместился из Коростеня, где растамаживается белорусский продукт, в Новоград-Волынский, откуда пошли отгрузки поставляемого по трубе российского дизтоплива. Быстро сформировался и пул покупателей. Помимо вездесущих WOG и ОККО в него вошли компании Socar, “Анвитрейд”, “Альянс Энерго Трейд”, “Параллель”, “Элемент Нафта”, “Е.Коннект”, “Темир Транс”, “Кворум Нафта” и др.
“С “трубой” удобно работать: продукт есть всегда, платишь гривней, часто отгружают день в день,” – рассказывает один из трейдеров, отмечая, что поставка из той же Беларуси растягивается на недели.
Изменить отношение к “трубе” позволило привлечение международного сюрвейера “Бюро Веритас”, который контролирует качество и точность налива каждой партии. Вопросы по этой части до 2014 г. постоянно возникали не только у покупателей этого ресурса, но и у таможенников. “В предыдущие годы, говорят, что-то “сочилось” из трубы, но сейчас этого не наблюдается”, – заявил начальник Энергетической таможни Игорь Пиковский, имея в виду контрабандные поставки.
Конкуренция обострилась до предела, а профицит продукта стал обычным состоянием рынка. Это способствовало исчезновению “серых” поставок, которые до 2016 г. были массовыми. Цены зашатались: в начале 2017 г. клиенты Proton Energy сообщили о снижении поставщиком торговых надбавок.
В конце 2016 г. Антимонопольный комитет дал разрешение компании Glusco Energy S.A., “дочке” Proton Energy, на покупку украинского бизнеса “Роснефти” – 147 АЗС и шести нефтебаз. В периметре сделки оказался и гигантский Лисичанский НПЗ, простаивающий с 2012 г., а сегодня оказавшийся в нескольких километрах от линии фронта. Обладатель активов неохотно комментирует свое приобретение, но очевидно, что завод был включен в нее как условие продажи всего остального, включая и большой контракт на поставку дизельного топлива. В минувшем мае “Глуско Украина” закрыла на реконструкцию первый комплекс на столичной Оболони.
Весной 2017 г. Proton Energy заявила о возобновлении транзитных поставок дизтоплива в Венгрию. По договору с MOL объемы могут достигать 100 тыс. т в месяц. В мае по этому направлению было прокачено 65 тыс. т ДТ.
Баланс нефтепродуктов (бензин и ДТ) в Украине в 2012-2017 гг., тыс. т: 2012 г. – 9842; 2013 г. – 9465; 2014 г. – 7888; 2015 г. – 7425; 2016 г. 8131.
- PKN Orlen.
Польский концерн Orlen ведет поставки в Украину с двух НПЗ – в литовском Мажейкяе и польском Плоцке. Среди крупных поставщиков это единственный, кто постепенно теряет рынок: в 2016 г. его доля была 11%, в 2017 г. – 8%. Главным коньком “Орлена”, а точнее Мажейкяйского НПЗ, самого давнего поставщика импортного бензина в Украину, было качество. Это была беспрецедентная для рынка история: многие годы за контрактами на литовский продукт стояла очередь. Продукт ехал издалека, был дорогим, но украинские компании брали его с удовольствием. Торговать литовским было просто престижно. После покупки литовского НПЗ поляками в 2006 г. “премиальность” передалась и продукту Плоцкого НПЗ, откуда начались поставки не только бензина, но и дизтоплива.
Пик поставок “Орлена” пришелся на 2014-2015 гг., когда в Украину концерн продавал по 1,25 млн. т продукта. Спад поставок произошел по нескольким причинам. Наиболее глобальная из них – падение потребления бензина из-за массового перехода на сжиженный газ. Сказалась и конкуренция: Мозырский НПЗ вышел на производство бензина А-95 по стандарту Евро-5, потеснил прибалтийских коллег.
Но бить рекорды в последние годы позволял не бензин, а дизтопливо. Произошло это на фоне перебоев с поставками из России, поэтому как только в 2016 г. этот канал открылся с новой силой, спрос на дорогой продукт “Орлена” снизился вдвое – с 55 тыс. т в месяц в 2016 г. до 30 тыс. т в этом. Проблема и в том, что свободные ресурсы “Орлена” ограничены. В 2016 г. польское правительство перекрыло многолетние схемы контрабандных поставок дизтоплива. Это привело к резкому росту спроса на внутреннем рынке и основная нагрузка легла на “Орлен”.
Списывать “Орлен” со счетов рановато. Легенда сильна, как и качество литовского бензина, что дает хорошие конкурентные преимущества на плотном украинском рынке. Крупнейшими получателями литовско-польских нефтепродуктов остаются сети WOG, Shell, KLO, Socar, AMIC. Держатся за давнего проверенного поставщика и крепкие региональные сети “Надежда”, “Параллель” и “Нефтек”, которые во многом стали заложниками собственноручно созданного культа литовского бензина.
Система обеспечения страны топливом достигла равновесия и подобно стулу стоит на четырех ногах. Это обусловлено не только наличием различных поставщиков, но и широким спектром видов транспорта – ж/д, трубопроводы, море. Конкурентная борьба между крупными поставщиками и планомерное ужесточение контроля за перемещением нефтепродуктов позволили побороть главную проблему рынка, преследующую его много лет – нелегальные поставки. В 2016 г. доля контрабандного и кустарного бензина снизилась с 22% до 7% рынка, а по дизельному топливу проблематика ограничивается эпизодическими поставками через малые порты. Устойчивости рынка помогло бы увеличение загрузки украинских НПЗ, однако данная перспектива упирается в необходимость больших инвестиций в модернизацию производства и проблемную структуру собственности крупнейшего завода в Кременчуге. (Директор ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн, oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)