19 июня Украина завершила спецконфискацию Одесского НПЗ, когда-то ведущего в стране производителя авиатоплива. А 8 июня было объявлено об окончании простоя калушского нефтехимического завода «Ориана». Все эти события свидетельствуют об оживлении некогда могучего сектора украинской экономики – переработки нефти и конденсата.
Нефтяная статистика. Формула роста этой отрасли проста. Вместо того, чтобы тратить нынешние $2,8-3 млрд. в год на импорт готового дизтоплива, бензинов и нефтехимии, Украина могла бы ту же сумму расходовать на ввоз сырой нефти. Это позволило бы сокращать расходы валюты на импорт продуктов ее переработки. И перерабатывать сырье самой, зарабатывая не менее $1,5 млрд. в год на экспорте дизеля, пластмасс и другой нефтехимии.
Но из года в год украинская нефтяная политика окучивается политиками коррупционного толка, которые хотят сначала «порулить» денежными потоками, а уже потом что-то делать. Такая тенденция наблюдается много лет. В итоге нефтяной сектор Украины выглядит белой вороной на фоне стран-соседей. Отечественный импорт нефти в 2016 г. вырос на 180%, достигнув $1,4 млрд., хотя в лучшие для отрасли годы нефти ввозилось на $9 млрд. и более. Для сравнения: по итогам прошлого года Беларусь, обладая собственной добычей в 1,6 млн. т нефти, смогла начать импорт из Ирана, сбив этим цены на ввоз сырья из РФ, и заработать на экспорте нефтепродуктов $2,4 млрд. Еще одна соседняя страна, Румыния, добывает 4 млн. т нефти и конденсата и давно стала импортером нефти из Казахстана. Во многом благодаря этому источнику сырья, зарабатывает $3 млрд. на экспорте переработанной нефтяной продукции и химикатов. Из 9 крупных румынских НПЗ 6 заводов простаивают, но, несмотря на это, химический и нефтепродуктовый экспорт этой страны все-таки развивается.
Наши достижения на этом фоне выглядят более чем скромно. В Украине при добыче около 2 млн. нефти и конденсата простаивают 5 из 6 крупных НПЗ, а экспорт нефтепродуктов за два последних года составлял мизерные $8- 12 млн. Не работают также 7 из 9 украинских заводов химволокон. В подобной многолетней стагнации находится еще один сегмент нефтехимии, украинская шинная промышленность. Из-за того, что за долгие годы ни один из владельцев украинских шинных заводов так и не смог наладить производство синтетического каучука, эта отрасль украинской нефтехимии покрывает всего около 15% отечественного потребления. Он считается большим и оценивается в 5 млн. автошин в год. Но и на этом рынке, как с бензином и дизелем, вся Украина дружно работает на импорт – просто не страна, а завидный спонсор для чужих экономик и местных очень грамотных в деле импорта политиков.
Как оживлялась нефтехимия. Чуть ли не единственной точкой оптимизма для Украины в последнее время становится базовая нефтехимия, которая демонстрировала инвестиционную активность. Всего за год смогли сменить собственников два ведущих украинских производителя основных нефтехимикатов. Это лидер рынка полипропилена Лисичанский НПЗ, а также, лидер рынка поливинилхлорида “Карпатнефтехим”.
Первое предприятие попало в руки доверенных лиц бывшего владельца “Роснефти”. Эта российская компания и ее руководство давно находятся под принятыми в поддержку Украины санкциями США и Канады, но в самой Украине все они смогли избежать санкций и блокирования активов явно благодаря коррупции. Из-за “Роснефти” ни китайских, ни казахстанских или других подходящих инвесторов на Лисичанский НПЗ в Киеве никто не звал. Поэтому завод хоть и поменял собственника, но все равно продолжает уверенно стоять. Он загружает свои нефтебазы, как и раньше, импортом нефтепродуктов из РФ.
Совсем другие перемены произошли на нефтехимическом гиганте в Калуше – “Карпатнефтехим” (КНХ), первые вагоны-хопперы с солью пошли в мае, 11 июня на этом комбинате заработала этиленовая линия, 13 июня возобновил работу хлор-содовый завод, а 17 июня комбинат начал производить виниловые химикаты. Все это движение ресурсов на КХН стало возможным благодаря получению к концу 2016 г. акцизных льгот на импорт необходимого предприятию нефтяного сырья, после чего к весне комбинат поменял собственников. Пока их обозначилось два. Первый – это компания одного из видных представителей азербайджанского землячества Одессы, которая специализируется на нефтетрейдинге. Второй – компания “Техинсервис”, которая среди прочего специализируется на проектах в спиртовой промышленности. Ее вполне обоснованно приписывают к окружению экс-премьера Арсения Яценюка и экс-главы Днепропетровской области Игоря Коломойского.
Секреты акцизных льгот. И Яценюк, и Коломойский сейчас не в фаворе президентской ветви украинской власти. Тем не менее, никто не был против выделения государством импортных льгот для КХН. Калушский нефтехимический гигант в лучшие годы своей работы обеспечивал не менее 30% всех бюджетных платежей Ивано-Франковской области. Восстановление нефтехимкомбината нацелено на упрочнение местных позиций возглавляемой Яценюком партии, Народного Фронта.
Что касается государственных инстанций, то они с пуском завода принялись заверять, что любые нарушения с безакцизным импортом нефтепродуктов для КХН не будут возможны из-за жесткого контроля. Но сработает ли этот контроль, если импортеры начнут подавать на государство в суд за “недостаточно льготную”, с их точки зрения, растаможку прямогонного бензина и дизтоплива?
Пока что представители власти молчат о перспективе судебных споров с операторами большого льготного импортера нефтепродуктов, но зато салютуют о том, как удалось закрутить гайки в среднем и мелком импорте: “Прежде всего, мы выделили отдельные таможенные коды, по которым можно завезти топливо только под глубокую переработку. С этим кодом может везти только “Карпатнефтехим”. Это делает невозможным выход этого продукта на рынок. Если же завод остановится и они решат продать это сырье, то придется изменить код и заплатить акцизы”, – заявил руководитель Энергетической таможни. И добавил, что “Карпатнефтехиму” перекрыли возможность накапливать остатки нефтепродуктов выше технологической нормы.
Эти меры могут внушать доверие, но все дело в том, что крупные импортеры нефтепродуктов в Украине традиционно редко рискуют идти на прямые таможенные нарушения. Они “идут в обход” и решают все проще – отстаивают в судах ранее полученные от государства льготы, если растаможка трейдерам чем-то не понравилась.
А в этом плане у государства все очень грустно. Потому что Гостаможслужба еще со времен Валерия Хорошковского утратила свой самостоятельный статус. Это ведомство работает в качестве департамента ГФС, за влияние на который борются СБУ и МВД Арсена Авакова. При таком статусе таможне очень тяжело добиваться побед в судах. И почти невозможно инициировать изменения в нормативно-законодательное регулирование импорта. Словом, получив в свои руки от государства акцизные льготы “имени возрождения Калуша”, большим нефтяным трейдерам ничто не мешает проводить самый приятный во всех отношениях импорт благодаря судебным спорам с таможней и Государственной фискальной службы.
О полном провале обещанной в 2014-2016 гг. судебной реформы в Украине не пишет только ленивый. И эта тема не зря изрядно замусолена прессой. Информационный шум помогает спрятать огромный нефтяной аспект этой реформы – в 2009-2013 гг., например, группа нефтетрейдеров компании “Ливела” нанесла бюджету ущерб на более чем $6 млрд. благодаря сотням решений судов в свою пользу.
Еще раньше определенная группа импортеров нефтепродуктов также цеплялась за льготные права при импорте и налогообложении. В 1994-2004 гг. она проводила свои сделки через так называемую “судебную очистку”. Благодаря поголовной любви украинских судей к букве и цифре закона, то есть к законодательно закрепленным торговым льготам, тогдашняя волна льготного импорта нанесла госбюджету Украины суммарный ущерб на более чем $8 млрд. Вполне возможно, что, добившись от правительства Гройсмана акцизных льгот, некоторые импортеры ныне рассчитывают получить не меньший эффект.
Что получит Одесский НПЗ. Вполне возможно, что предоставленные нефтехимическому гиганту в Калуше льготы при импорте тонизируют украинскую военную спецхимию. Ведь полнокровная загрузка комбината поднимет уровень загрузки украинского химического рынка продукцией собственного производства. И вполне возможно, позволит наконец-то построить где-нибудь в Прикарпатье обещанный властью еще в 2015 г. новый патронно-боеприпасный завод. Ведь страна воюет. Но пока калушский завод выпускает гражданское сырье, которое далеко от статуса стратегического: это химикаты для производства упаковок, стройматериалов и труб для мелиорации. То есть пока целесообразность предоставления прикарпатским нефтехимикам таможенных льгот с точки зрения обороны и ОПК – задача весьма отдаленного будущего.
Учитывая, с какой легкостью удалось добиться акцизных льгот сугубо гражданскому “Карпатнефтехиму”, можно только представить, каких преференций сможет добиться в 2017-2018 гг. от украинской власти Одесский НПЗ.
До остановки в 2012-2013 гг. это предприятие выделялось среди аналогичных НПЗ стран Черноморского региона одной яркой характеристикой. Завод лидировал в регионе по установленным мощностям производства реактивного топлива, стооктанового бензина и авиационного керосина. Уничтожить эти производства и разобрать их на лом по просьбе «российских товарищей» бывший владелец НПЗ Сергей Курченко удивительным образом не успел. Во многом благодаря перипетиям с бывшим владельцем Одесского НПЗ, на рынке авиатоплив в Украине уже давно доминирует импорт, а также продукция Кременчугского НПЗ Игоря Коломойского и Александра Ярославского. Их компании оперируют авиазаправочной ТК “Борисполь”.
Минувшей весной вместо банков-кредиторов Курченко новым владельцем Одесского НПЗ стала созданная в конце марта ГП “Украинская Топливно Энергетическая Компания” (УТЭК). В мае это ГП получило на ответственное хранение и в операционное управление LPG терминала “Лагуна Рени” в Одесской области. Минтопэнерго официально заявляет, что задачей УТЭК станет подготовка НПЗ к приватизации. Но все дело в том, что государству выгоднее выставлять на продажу не кучу металла, а завод в рабочем состоянии. Чтобы привести предприятие в предпродажное состояние, Одесскому НПЗ нужно будет возобновить импорт сырья и получить как минимум такие же льготы, которые имеет “Карпатнефтехим”. Или льготы побольше, учитывая былые позиции завода на рынке авиатоплива. Льготный импорт нефтепродуктов в Украине традиционно работает в доле с судьями и по схеме “судебную очистки” таможенных операций. Поэтому как будет влиять льготный импорт на розничные цены, пока что гадать не приходится. Зато можно гарантировать, что определенные звенья судебно-правоохранительной системы в Украине начнут демонстрировать просто-таки взрыв экономической рентабельности от службы отечеству. (ubr.ua/Химия Украины и мира)