В Украине отсутствует контроль утилизации тары из-под пестицидов. Ситуация усугубляется еще и тем, что в стране не только тару, но и непригодные пестициды уничтожать практически негде.
Тара из-под пестицидов является токсичной, опасной для людей и окружающей среды, но, тем не менее, канистры из-под пестицидов можно увидеть даже в домохозяйствах, которые хранят в них что угодно, включая дизтопливо, масло, другие пестициды. Тару нельзя применять в бытовых целях. В Украине отсутствует общегосударственная образовательная программа по обращению с тарой из-под пестицидов и фермер обычно не понимает всех рисков. Если тара не утилизируется предприятием, а сбрасывается в лесах или на свалках, это наносит большой вред почве, грунтовым водам, окружающей среде.
В соответствии с действующим законодательством тара из-под использованных пестицидов подлежит сбору и утилизации. “Отсутствие системы контроля обращения тары привело не только к ухудшению экологической ситуации, но и к созданию теневого рынка использованной тары и, как следствие, росту внутреннего производства контрафактной продукции”, – говорит национальный координатор проекта ЕС/ФАО, международный консультант ФАО (ООН), эксперт ОБСЕ Михаил Малков.
Кто же несет ответственность за утилизацию тары из-под пестицидов в Украине?
До отмены в 2015 г. постановление Кабинета министров №915 от 26 июля 2001 г. определяло ответственным за утилизацию и сбор тары из-под пестицидов производителей и импортеров такой продукции. Такие компании были обязаны заключить с договор с компанией, которая занимается утилизацией тары. То есть для ввоза продукта в Украину компания-импортер СЗР должна была заключить соглашение с компанией-лицензиатом на утилизацию тары, которая, в свою очередь, требовала 100%-ной предоплаты за утилизацию.
“Суть проблемы заключалась в том, что импортер (поставщик) СЗР заключал договор с компанией об утилизации тары, но подтверждение о ее утилизации приходило только как акт выполненных работ. На самом деле проследить движение тары достаточно трудно, ведь производители реализуют свою продукцию через дистрибуторов конечным потребителям, то есть логистическая цепочка поставок достаточно сложная”, – рассказывает заместитель генерального директора по юридическим вопросам ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” Людмила Стоцкая. По ее словам, даже если в Украине и происходил бы сбор тары из-под пестицидов, проверить факт ее утилизации часто невозможно. Достаточно распространены случаи, когда тару выбрасывают в ближайшем лесу или посадке, создают стихийные свалки.
В период независимости в Украине не существовало рынка утилизации тары из-под СЗР, инфраструктура не создавалась, фермеров не приучали к тому, что тара из-под пестицидов относится к опасным отходам и ее нельзя использовать в хозяйстве, а нужно сдавать на утилизацию.
“То же можно сказать и о законодательстве – у групп, которые контролировали финансовые потоки от “утилизации”, не было стимула нарабатывать нормативно-правовые акты (базовые и специальные законы, лицензионные условия, порядки и регламенты и т. д.), так как их все устраивало”, – говорит координатор агрохимического комитета и комитета зерновых и масличных культур Европейской бизнес ассоциации Виктор Погорелый.
Если ставить вопрос, кто несет ответственность за утилизацию тары в Украине, то это компания, которая по договору обязалась оказывать услуги по сбору и утилизации этой тары. Также фермер по закону должен обеспечивать утилизацию использованных упаковочных материалов и тары, в которых находились СЗР, или заключать соглашения с соответствующими организациями на их сбор и утилизацию. Фактически это означает: есть возможность для утилизации у агропроизводителя – утилизирует, нет – заключает договор с компанией. На уровне государства этот вопрос должно контролировать Министерство экологии и природных ресурсов Украины.
После отмены постановления №915 импортер продукции в упаковке не обязан оплачивать утилизацию тары на таможне. Соответственно, бизнес получил возможность выбирать, с кем из лицензиатов работать. “Но, как оказалось, выбирать почти не из чего. По факту, на рынке работало лишь несколько компаний, у которых было хоть какое-то оборудование для измельчения и промывки тары. Вопросы возникали к профессионализму персонала, соблюдению правил техники безопасности и защиты окружающей среды”, – отмечает Виктор Погорелый. Как сообщили в УКАБ со ссылкой на публичный реестр компаний, которые имеют лицензию Минприроды на утилизацию тары из-под пестицидов, перечень достаточно небольшой: ООО “Кийгранд”, ООО “Капитал 2006”, ООО “Альфа Экология”, ООО “ЭкоНова”.
Крупные международные компании, имеющие доступ к технологиям утилизации опасных отходов, в Украину заходить не очень хотят из-за высоких рисков. Коррупция, постоянная смена законодательства и политических элит, рейдерство – главные препятствия, которые беспокоят международный бизнес. С осени 2016 г. Министерство экологии и природных ресурсов Украины начало проверки лицензиатов на соблюдение новых лицензионных требований обращения с опасными отходами. У значительной части лицензиатов аннулированы лицензии из-за несоответствия требованиям. “Те лицензиаты, которые остались, или могут только собирать и хранить тару, или совсем не имеют разрешения на обращение с ней. Соответственно, весь рынок импортеров СЗР стал заложником ситуации: по закону они обязаны утилизировать тару, но работать почти не с кем”, – резюмирует представитель ЕБА.
На сегодняшний день импортеры СЗР имеют договора с компаниями, которые утилизируют тару. “Эти компании, в свою очередь, регулярно проверяются государственными органами. От этих проверок зависит лицензия компании на проведение утилизационных работ. Если украинские компании, которые предоставляют услуги утилизации, не будут лицензированы, то альтернативных путей утилизации у импортеров нет – ни одна компания в Украине на сегодняшний день не имеет разрешения на вывоз и утилизацию тары из-под СЗР за рубежом”, – прокомментировала руководитель отдела снабжения и по работе с клиентами компании BASF в Украине, Молдове и странах Кавказа Юлия Лисова.
Для добросовестного бизнеса такая ситуация крайне негативна, так как из-за фактической анархии на рынке утилизации тара не только не уничтожается, а скупается на местах для повторного использования с целью изготовления поддельных СЗР. Фактически фальсификаторы получили доступ к оригинальной таре, в которой они могут продавать опасную продукцию без необходимости вкладывать средства в дорогостоящее оборудование для подделки голограмм, лазерной гравировки и других элементов защиты.
По словам заместителя генерального директора по юридическим вопросам УКАБ Людмилы Стоцкой, нарушение правил применения, хранения, транспортировки, ликвидации агрохимикатов влечет наложение штрафа на граждан от 3 до 7 необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от 7 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51 до 170 грн.). Уголовный кодекс Украины предусматривает ответственность за все, что представляет опасность для жизни и здоровье людей, или наносит вред окружающей среде, не выделяя пестициды в отдельную категорию. Здесь и штрафы могут быть от 100 тыс. грн. до запрета на занятие определенной деятельностью, права занимать определенные должности, ограничения или лишения свободы.
В последние годы Минприроды работает над новым законодательством, которое должно быть гармонизировано с соответствующими директивами и регламентами ЕС. Но, к сожалению, проектов до сих пор нет. “Нужно включить требования по обращению с тарой в разрабатываемый нормативный документ, аналогичный европейскому регламенту №1107, и наряду с созданием системы рыночного контроля подключать другие инструменты, например, страхование экологических рисков или механизмы, предусмотренные принятым со второй попытки Законом об оценке влияния на окружающую среду”, – заявил Михаил Малков.
Людмила Стоцкая считает, что способы решения проблемы с утилизацией тары есть, нужно шире посмотреть на сложившуюся ситуацию. Использование тары в качестве источника тепловой энергии – достаточно неплохой вариант, но есть необходимость установки дополнительных фильтров для уменьшения вредных выбросов от сжигания. Тара, которая прошла тройное промывание, как правило, является пригодной для вторичной переработки.
Для стимулирования фермеров сдавать использованную тару на утилизацию или переработку нужно проводить информационную работу, задействовать социальную рекламу о вреде, который может нанести тара, если ее должным образом не промыть либо не утилизировать. В УКАБ считают, что людей нужно стимулировать сдавать тару в пункты сбора путем денежной компенсации, выкупать у фермеров такую тару. Также важным вопросом является проверка достоверности факта утилизации этой тары. “Сегодня во всех контрактах с дистрибуторами нашей продукции указано, что утилизация пластиковой тары оплачена компанией, а также есть контакты для утилизации. BASF регулярно информирует своих клиентов о важности утилизации тары из-под СЗР и распространяет контактные данные компаний, предоставляющих услуги утилизации”, – уточнила Юлия Лисова.
Страшнее проблемы с утилизацией тары из-под пестицидов может быть только утилизация непригодных средств защиты растений. На сегодняшний день в Украине отсутствуют работающие предприятия, имеющие оборудование, подходящее для экологически чистого уничтожения непригодных пестицидов. “Таким образом, единственно возможным методом обращения с этими высокотоксичными отходами является их вывоз на уничтожение за рубеж (в страны ЕС) в соответствии с требованиями Базельской конвенции”, – резюмирует Михаил Малков. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)