Беларусь в скором времени прекратит получать из России беспошлинную нефть и более не сможет продавать Украине нефтепродукты по прежним ценам.
Маневр не на радость Беларуси. 4 августа Владимир Путин подписал закон о постепенном снижении экспортных пошлин на нефть в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли. С 1 января 2019 г. экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% до 0% при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. Весь этот процесс займет несколько лет, а правительство имеет право в случае резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке вводить дополнительные тарифы на экспорт нефти.
Эта реформа под общим названием “налоговый маневр” прорабатывалась в России несколько последних лет. Маневр подразумевает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% от ее цены, а также сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты параллельно с повышением НДПИ для нефтяных компаний. Российскому бюджету такая замена ничем не грозит, скорее даже повысит его доходы. Но “налоговый маневр” сильно ударит по Беларуси, этот удар может очень болезненно сказаться на Украине.
Дело в том, что Беларусь, успешно эксплуатируя статус “самого близкого и преданного союзника России”, получает из РФ нефть без пошлин. По оценкам Минфина РФ, российский бюджет теряет только на одних беспошлинных поставках нефти в Беларусь свыше $3 млрд. в год – такова часть (не самая крупная) кремлевской платы за лояльность Лукашенко. Часть российской дешевой нефти Минск реэкспортирует на Запад, остальное перерабатывает и продает бензин и дизтопливо в Западную Европу и Украину. Пошлины на нефть и нефтепродукты поступают в белорусский, а не в российский бюджет. В 2017 г. эти поступления составили порядка $2,5 млрд., или около 5% ВВП Беларуси.
Если для Беларуси нефть станет стоить столько же, сколько и для остальных покупателей, Лукашенко лишится нефтяной субсидии. За новую поддержку белорусским властям снова придется торговаться с Кремлем. Но вне зависимости от того, какой будет (или не будет) эта поддержка, уже понятно: Беларусь более не сможет продавать в Украину по выгодным ценам нефтепродукты с Мозырского НПЗ. А это очень серьезный объем поставок. По данным Государственной фискальной службы, Украина в январе-июне 2018 г. импортировала 3416,382 тыс. т нефтепродуктов (по коду ТНВЭД 2710 – бензины, дизтопливо, мазут, реактивное топливо и пр.), что на 1,1% больше, чем за аналогичный период 2017 г. Но если объем поставок вырос ненамного, то в деньгах рост значительный. За январь-июнь нефтепродуктов импортировано на $2223,958 млн. – это на 27,4% больше, чем годом ранее.
Структура импорта такова: из Беларуси – 40,31% всего топлива ($896,399 млн.), из РФ – 37,41% (на $832,035 млн.), из Литвы – 9,63% (на $214,093 млн.), других стран – 12,65% (на $281,431 млн.).
Кто закроет “белорусскую брешь”? В 2015-2017 гг. Украина вдвое увеличила импорт дизтоплива из России и бензина из Беларуси. “Анализ географической структуры импорта дизельного топлива за 2015-2017 гг. демонстрирует существенное увеличение объемов импорта дизельного топлива из Беларуси, Литвы, Туркменистана и двукратное увеличение из РФ. Также двукратное увеличение объемов импорта бензина наблюдается из Беларуси – в 2015 г. было импортировано 621 тыс. т, в 2016 г. – около 1,2 млн. т, в 2017 г. – почти 1 млн. т, что составляет около 80% от всего импорта бензинов в Украине”, – говорится в сообщении “Держзовнишинформа”.
Собственная украинская нефтепереработка находится в глубоком кризисе, чему поспособствовала техническая отсталость (низкая эффективность крекинга нефти с невысоким выходом светлых нефтепродуктов), открытость украинского рынка нефтепродуктов (украинским НПЗ труднее конкурировать с импортом), поставки значительных объемов “транзитных импортных” серых нефтепродуктов.
В разное время на украинских НПЗ перерабатывалось от 24 млн. т нефти (2004 г.) до 10 млн. т (2010 г.). В последние же годы – лишь порядка 2,1-2,3 млн. т. Доля собственного украинского дизтоплива на внутреннем рынке в 2016-2017 гг. опустилась до 10-11%, остальное потребление закрывают поставщики из Беларуси, Литвы, РФ и Польши. Доминирование на украинском рынке иностранных поставщиков моторного топлива привело к тому, что цены на нефтепродукты формируются с премией к котировкам. То есть нехватка собственного бензина и дизтоплива приводит к более высоким ценам на нефтепродукты для конечного потребителя (по оценкам, разница составляет $20-50/т). И эти деньги уходят из Украины.
Из шести украинских НПЗ сегодня реально работает (и то не на полную мощность) только один – Кременчугский. Лисичанский НПЗ, оказавшийся на оккупированных территориях, потерян; Надворянский, Дрогобычский и Херсонский нефтеперерабатывающие заводы остановились еще в 2005-2007 гг. из-за технической отсталости и, как следствие, экономической неэффективности. Одесский НПЗ остановился в начале 2014 г., его периодически пытаются реанимировать. Хотя прежде Одесский НПЗ был самым низкоэффективным среди украинских заводов, с выходом светлых нефтепродуктов ниже 50%.
“Что касается бензина, то тут 43% рынка занимают украинские производители, поставки из Беларуси составляют 45%. Мощностей украинских НПЗ достаточно, чтобы полностью обеспечить рынок бензином в случае прекращения поставок из Беларуси, – сказал президент Нефтегазовой ассоциации Украины Дмитрий Кулик. – Также Украина импортирует бензин из Прибалтики, Литвы, Польши. Доступен импорт по морю в любых количествах, поскольку в Европе избыток производства бензина. Так что дефицит бензинов Украины не угрожает. Но прекращение поставок из Беларуси может привести к росту стоимости топлива”.
Что же касается дизельного топлива, то, по словам Дмитрия Кулика, его внутреннее производство составляет 13%, а из Беларуси Украина импортирует 35% потребляемого дизтоплива. Здесь главный риск в случае прекращения белорусских поставок – резкое увеличение доли группы “Приват”, которая контролирует Кременчугский НПЗ и крупнейшие морские перевалочные комплексы в Одессе и Черноморске, которые будут задействованы для ликвидации дефицита в первую очередь.
“Согласно прогнозам, в случае прекращения поставок ДТ из Беларуси прежде всего на перевалочные мощности группы придется нагрузка по морскому импорту топлива. В сумме с производством доля данного игрока вырастет до 30-40%. В случае, если одновременно с Беларусью будет перекрыт импорт из России, доля группы “Приват” превысит 60% рынка дизельного топлива. Поэтому дефицит ДТ Украине не угрожает. Но прекращение поставок из Беларуси может привести к росту стоимости дизтоплива”, – резюмировал президент НАУ.
Единственный работающий НПЗ на такую страну, как Украина, – это ненормально. Стоимость строительства нового и очень современного нефтеперерабатывающего завода “с нуля” – $1 млрд. Но для Украины это была бы очень хорошая инвестиция, которая позволила бы не только повысить энергетическую безопасность страны, но и снизить стоимость топлива на внутреннем рынке. До сих пор разобщенность интересов различных олигархических групп не позволяла начать реализацию подобного проекта.
Быть может, прекращение поставок бензина и дизтоплива из Беларуси все же подтолкнет процесс? Благо, время еще есть. Российский “налоговый маневр” в нефтяной отрасли займет несколько лет – как раз хватит для строительства нового НПЗ. Такой завод мог бы покрывать потребность Украины в бензине и дизтопливе (по разным оценкам, суммарно примерно 6,8-7,5 млн. т/год), перерабатывая ежегодно 15-16 млн. т нефти. Одновременно будет производиться около 3-3,5 млн. т мазута (он найдет спрос как топливо для ТЭС вместо угля и газа) и примерно 0,5-0,7 млн. т битума (используется для ремонта дорог). (Деловая столица/Укррудпром/Химия Украины и мира)