Государственная Дума приняла в третьем чтении закон, регулирующий производство и оборот биоэтанола, следует из данных системы обеспечения законодательной деятельности.
Законом вводятся нормы, согласно которым действие закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта не будет распространяться на производство и (или) оборот автомобильного бензина, произведенного с добавлением этилового спирта или спиртсодержащей продукции и соответствующего техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту”, утвержденному решением комиссии Таможенного союза.
Понятие биоэтанол предлагается трактовать как денатурированный этиловый спирт, подвергнутый денатурации в порядке, предусмотренном ФЗ, и содержащий не более 1% воды. Под моторным биотопливом предлагакется понимать спиртсодержащую непищевую продукцию, произведенную с использованием биоэтанола.
Законом определяется порядок лицензирования производства, хранения и поставок биоэтанола, а также аннулирования соответствующей лицензии. Документ устанавливает требования к оснащению производств оборудованием и автоматическими средствами контроля качества продукта. Полученный биоэтанол можно будет использовать в качестве компонента автобензина наряду с разрешенной на данный момент “головной фракцией” этилового спирта, содержащей 97% этанола с сопутствующими горючими веществами (эфирами и альдегидами).
В то же время устанавливается “запрет на производство предприятиями, осуществляющими выпуск биоэтанола, этилового спирта из пищевого сырья”, для исключения возможности его использования в качестве суррогата алкогольной продукции. В связи с этим в процессе производства биоэтанола ограничивается число операционных колонн, предназначенных для его очистки и ректификации, что приведет к ограничению его использования “не по назначению”.
Планируется, что принятие законопроекта будет способствовать развитию биоэнергетики, в частности биотехнологий, позволяющих получать энергию из возобновляемых источников сырья.
“У нас возникает перепроизводство зерна, это уже очевидно. Прошлый год это достаточно явно показал, когда впервые в истории страны в рамках сельскохозяйственного года на экспорт было отправлено более 50 млн. т зерна. Если, например, устойчиво 10-15 млн. т зерна пускать на производство биоэтанола, дальше это все передавать нефтяным компаниям и производить более экологически чистое моторное топливо, то это и правильно, и логично, давайте поработаем”, – отмечал ранее вице-премьер Алексей Гордеев.
Российская биотопливная ассоциация приняла участие в разработке и продвижении законопроекта. По мнению главы ассоциации Алексея Аблаева, “законодательство о производстве и применении биоэтанола в России давно назрело, страна может получить существенные выгоды от растущего мирового интереса к производству и потреблению биотоплива”. При себестоимости биоэтанола 25-30 руб./л производство биотоплива способно ограничить рост цен на бензин и приносить налоговые поступления регионам, не производящим нефтяные топлива.
Росалкогольрегулирование (РАР) вынесло на публичное обсуждение законопроект, вносящий поправки по части биоэтанола в ФЗ №171, который регулирует оборот спиртсодержащей продукции на территории РФ, в первой половине 2015 г. На рассмотрение в Госдуму документ должен был поступить к третьему кварталу того же года. Параллельно велась работа по подготовке поправок в 22-ю главу Налогового кодекса в части отмены акцизного сбора на продажу биотоплива на российском рынке. В настоящее время топливный биоэтанол облагается акцизом как спиртсодержащая жидкость.
Законопроект разрабатывался на базе исследования, подготовленного ГНУ ВНИИПБТ Россельхозакадемии, в течение 2014 г. (rupec.ru/Химия Украины и мира)