Основные грузчики минеральных удобрений в российских портах Балтики – миллиардеры Дмитрий Мазепин и Александр Жуков. Но на этот рынок активно наступают петербуржцы Андрей Бонч-Бруевич и Илья Трабер. Цена перспективы перевалки – под 50 млрд. руб./год. И основным российским производителям тут почти нет места.
Российские порты Балтики перевалили в 2018 г. 11,4 млн. т минеральных удобрений – такова статистика Администрации морских портов Балтийского моря, которая не учитывает перевалку в специальной таре – биг-бэгах и балк-контейнерах (что, по мнению экспертов, составляет еще около 2,5 млн. т в 2018 г.). Это примерно 65% всего отечественного экспорта минеральных удобрений. При средней цене перевалки $13/т стоимость стивидорных услуг в этом секторе бизнеса в отечественных портах Балтики за прошлый год можно оценить примерно в $150 млн., или в 10 млрд. руб. Общая стоимость минеральных удобрений, прошедших транзитом через Ленинградскую область в 2018 г., оценивается минимум в 200 млрд. руб.
Санкт-Петербург, порт-проблема. Самый крупный объем экспорта минеральных удобрений в 2018 г. Администрация морских портов Балтийского моря фиксирует в порту Санкт-Петербург. Это 7,3 млн. т., что распределились между тремя стивидорными компаниями (на профессиональном сленге – грузчиками): АО “Балтийский балкерный терминал”, АО “Морской порт Санкт-Петербург” и ПАО “Коммерческий центр, транспорт и лес”.
АО “Балтийский балкерный терминал” перевалило в 2018 г. почти 7,2 млн. т минеральных удобрений. Фактически, это самый крупный терминал по перевалке этого груза в петербургском порту. Компания принадлежит ПАО “Уралкалий”, контролирующему 20% мирового рынка калийных удобрений и владеющему единственным в России морским терминалом для их экспорта – это и есть АО “Балтийский балкерный терминал”, максимальная мощность которого 7,4 млн. т/год.
Компания входит в бизнес-империю миллиардера Дмитрия Мазепина, для которого 2019 г. особенный. В этом году принадлежащий ему “Уралкалий” (напрямую и через ПАО “Уралхим”) перестает быть единственным в России производителем калийных удобрений – его теснит холдинг “ЕвроХим”, который пустил Усольский горно-обогатительный комбинат в Пермском крае.
АО “Минерально-химическая компания “ЕвроХим” управляет активами EuroChem AG в России и странах СНГ. EuroChem AG – международная компания, один из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений. Предприятия EuroChem AG производят азотные и фосфорные удобрения, а также продукцию органического синтеза и железорудный концентрат. В настоящее время компания реализует масштабную программу по строительству аммиачных производств в России, США и Казахстане. Бенефициарами компании EuroChem AG являются российские граждане Андрей Мельниченко и Дмитрий Стрежнев.
Пока потенциал “ЕвроХима” далек от возможностей “Уралкалия” – чуть более 2 млн. т/год против почти 12. Но к 2024 г. “ЕвроХим” претендует на 8 млн. т/год с учетом пуска еще одного калийного рудника, “Уралкалий” – на 15. Так что, перспектива последнего – две трети рынка калийных удобрений России вместо привычных ему до начала текущего года 100%.
Кроме того, “ЕвроХиму” принадлежит завод по производству минеральных удобрений “Фосфорит”, расположенный в Кингисеппе. Как сообщил начальник отдела по связям с общественностью ООО “ПГ “Фосфорит” Александр Ковальчук, в 2018 г. на заводе произведены 890 тыс. т минеральных удобрений, 724 тыс. т из которых отправлены на экспорт через порт Силламяэ, 70 тыс. т экспортированы через порты Санкт-Петербург и Мурманск, 28,5 тыс. т экспортированы по железной дороге. 62,5 тыс. т отправлены в страны СНГ и на внутренний рынок.
В пресс-службе правительства Ленинградской области одним из важнейших инвестиционных проектов региона называют строительство в Кингисеппе завода по производству аммиака. Завод строит еще одно предприятие группы “ЕвроХим” – ООО “ЕвроХим Северо-Запад”. Новый объект будет иметь производственную мощность около 1 млн. т товарного аммиака в год. Проект предусматривает строительство инженерных коммуникаций и склада для хранения жидкого аммиака.
Также “ЕвроХим” строит морской терминал в порту Усть-Луга. Сегодня Андрей Мельниченко и Дмитрий Стрежнев – основные конкуренты Дмитрия Мазепина на российском северо-западе.
Владелец “Уралхима” и “Уралкалия” бизнесмен Дмитрий Мазепин – серьезный и амбициозный игрок, никогда не забывающий демонстрировать уверенность в своих перспективах. Он не стесняется выдвигать требование правительству Индии о полной отмене ввозных пошлин на минеральные удобрения. Индия является вторым после Китая импортером удобрений, она не соглашается обнулять пошлины и Дмитрий Мазепин отказывается продлять с ней долгосрочные контракты. В противостояние вмешивается “Белорусская калийная компания”, которая демпингует и договаривается с индийцами о поставках удобрений по $290/т. Мазепин требует не меньше $300 и публично намекает: в Бразилии дают по $350-360.
При долге примерно в $5,7 млрд. “Уралкалий” подписал прошлым летом соглашение с 11 банками из разных стран о получении кредита в $825 млн., что говорит о безусловном доверии к компании со стороны международных финансовых организаций. Корпорация вкладывает 50 млрд. руб. в сооружение нового рудника и заявляет о строительстве масштабного логистического комплекса в Зимбабве с перспективой поставок через него в десяток африканских стран нескольких сотен тысяч тонн удобрений в 2019 г.
АО “ОХК “Уралхим” – один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России. Холдинг владеет двумя терминалами в Риге и Вентспилсе, где перегружается около 2 млн. т удобрений в год, в том числе около 0,5 млн. т аммиака. “Уралкалий” грузит основные объемы через “Балтийский балкерный терминал” в порту Санкт-Петербург.
Предполагается, что холдинги увеличат перевалку азотных удобрений на 2 млн. т к 2022 г., калийных удобрений – на 2 млн. т к 2023 г. (с возможностью переваливать еще 1 млн. т к 2024 г.). К 2023 г. компании собираются полностью перевести экспорт удобрений на российские порты, что соответствуют текущему политическому тренду для российских экспортеров.
Неудивительно, что при таких амбициях мало единственного морского терминала, к тому же не имеющего перспектив для развития – в порту Санкт-Петербург построить что-то новое нереально. 7,4 млн. т/год – это предел, который такую фигуру как Дмитрий Мазепин, очевидно, не может устраивать. Зависеть от настроений владельцев других терминалов ему тоже вряд ли хочется.
Отсюда заявка нового взрослого проекта – строительство морского перегрузочного комплекса в Ленинградской области с предварительным объемом инвестиций в 50 млрд. руб. Такие планы были анонсированы пресс-службой губернатора Александра Дрозденко после его переговоров с заместителем министра транспорта РФ Юрием Цветковым в конце января 2019 г. Область заявила о готовности предоставить площадку в любом своем порту. Эксперты же видят наиболее перспективными Усть-Лугу и Высоцк, что имеют достаточные глубины и хорошую железнодорожную инфраструктуру. Мощность будущего терминала официально не объявлялась, но знающие говорят про 2 млн. т/год.
Сегодня Мазепин контролирует почти 100% экспорта минеральных удобрений в порту Санкт-Петербург.
АО “Морской порт Санкт-Петербург” перевалило в 2018 г. примерно 0,1 млн. т минеральных удобрений. Это единственная компания, которая сочла возможным опубликовать подробную статистику грузооборота на своем официальном сайте. “Морской порт Санкт-Петербург” входит в UCL Holding (Universal Cargo Logistics Holding). Позиционирует себя как международная транспортная группа, хотя в качестве активов называет исключительно российский бизнес: железнодорожный оператор АО “Первая Грузовая Компания”, стивидорные компании АО “Морской порт Санкт-Петербург”, ЗАО “Контейнерный терминал Санкт-Петербург”, ООО “Универсальный перегрузочный комплекс”, Туапсинский и Таганрогский морские порты, Волжское и Северо-Западное пароходства. СМИ причисляют UCL Holding к бизнес-конструкции миллиардера Владимира Лисина.
Почти незаметной на фоне “Балтийского балкерного терминала” и “Морского порта Санкт-Петербург” выглядит статистика перевалки минеральных удобрений в 2018 г. на терминале ПАО “Коммерческий центр, транспорт и лес” – 0,03 млн. т. По данным системы “СПАРК-Интерфакс” с актуализацией на конец сентября 2018 г., акции компании принадлежат трем кипрским фирмам (84,5%), петербуржцу Александру Абросимову через ООО “Леверидж” (10%), двум бизнес-леди Юлии и Дарье Абросимовым (0,52% и 0,13% соответственно) и еще 233 миноритариям.
Деловые СМИ полагают, что КЦТЛ полностью контролируется Александром Абросимовым и членами его семьи. Сам Абросимов – исключительно публичная фигура. С 2012 г. по 2014 г. он возглавлял петербургское отделение “Деловой России”, с марта 2014 г. является уполномоченным по защите прав предпринимателей Петербурга. Его последние публичные проявления связаны с инициативой Смольного навести порядок на рынке нестационарной торговли. Александр Абросимов в этой кампании мягко оппонировал городским властям.
Эксперты полагают, что в нынешних географических границах у порта Санкт-Петербург нет перспектив для развития. Подтверждение тому – многократные и пока неэффективные высказывания чиновников о необходимости переноса его мощностей за пределы городского центра. Петербургскому же порту (исторической его части) прочат статус большой градостроительной проблемы. Можно считать, что переваленные там в 2018 г. 7,3 млн. т минеральных удобрений – почти предел (в 2017 г. было 8,1 млн. т). Впрочем, если какой-либо из ныне действующих там терминалов поменяет профиль деятельности, то ситуация с экспортом минеральных удобрений в петербургском порту может измениться.
Усть-Луга, порт надежд. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в порту Усть-Луга в 2018 г. перевалено около 3,6 млн. т минеральных удобрений. Это в 2 раза меньше, чем в порту Санкт-Петербург, но, в отличие от последнего, в Усть-Луге видна перспектива для развития. Эти 3,6 млн. т делятся между двумя стивидорными компаниями: ООО “Европейский серный терминал” – 2,4 млн. т; ООО “Смарт Балк Терминал” – 1,2 млн. т.
ООО “Европейский серный терминал” на 100% принадлежит зарегистрированной на Кипре компании Liamova Holding Limited. Другой информации относительно его владельцев “СПАРК-Интерфакс” не дает, погружение же в архив официального портала Республики Кипр показывает, что Liamova Holding Limited на 99% принадлежит компании Riverhill Limited из Британских Виргинских островов и на 1% кипрской Chanteclair Secretarial Limited. Это не дает понимания бенефициара ЕСТ, поэтому придется верить крайне редким публикациям в деловых СМИ, которые считают таковым миллиардера Александра Жукова. В медиапространстве Жукова называют тестем Романа Абрамовича. Он – совершенно закрытая фигура. Увлекается конным спортом, владеет конноспортивным клубом “Алискино”, расположенным на 400 га в Можайском районе Московской области. Жукова считают обладателем активов в Подмосковье, Украине и Великобритании. Из портовых активов ему приписывают балкерный терминал в украинском порту Черноморск.
Проектная мощность терминала ООО “ЕСТ” составляет 9,5 млн. т минеральных удобрений в год – это следует из информации, опубликованной на его сайте. В июне 2018 г. компания подписала долгосрочное соглашение с холдингом “Акрон” о ежегодной перевалке 700 тыс. т удобрений. Соглашение действует с 1 января 2019 г. В медиапространстве об этом стало известно от “Акрона” – ЕСТ стабильно придерживается политики информационной изоляции. На запрос там не отреагировали. Переваленные компанией 2,4 млн. т минеральных удобрений в 2018 г. составляют примерно 23% его возможностей. Учитывая соглашение с “Акроном”, можно констатировать: “Европейский серный терминал” не только наиболее мощный комплекс по перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга, но и самый активно развивающийся.
ООО “Смарт Балк Терминал” располагается на территории перегрузочного комплекса “Юг-2”, который принадлежит пребывающему в стадии банкротства ОАО “Транспортно-логистический комплекс”. 76,55% акций ТЛК принадлежат логистической компании “Новотранс” уральского миллиардера Константина Гончарова, но сам “Юг-2” контролируют ООО “Новые коммунальные технологии” (единственный кредитор ТЛК) и АО “Морской торговый порт Усть-Луга”. Обе компании входят в бизнес-империю петербургского миллиардера Ильи Трабера. Отсюда перевалка грузов на мощностях “Смарт Балк Терминала” осуществляется в рамках договоров подряда с этими двумя компаниями.
ООО “Смарт Балк Терминал”, по данным “СПАРКа”, на 70% принадлежит ПАО “ФосАгро” и на 30% петербургскому ООО “Ультрамар” Андрея Бонч-Бруевича. Проектная мощность комплекса оценивается в 3 млн. т/год. Официальные сведения о компании имеются лишь на сайте “Ультрамара” – там “Смарт Балк Терминал” позиционируется как комплекс, созданный специально для перевалки минеральных удобрений “ФосАгро”. Но на сайте “ФосАгро” в разделе “Предприятия группы” упоминания о нем отсутствуют.
Пока нет подтверждений обратного, мы считаем, что компании Трабера переваливают минеральные удобрения на мощностях “ФосАгро”, что само по себе говорит об очень серьезной перспективе терминала на рынке экспорта удобрений в порту Усть-Луга.
“ФосАгро” – крупный федеральный холдинг, который, по статистике Российской ассоциации производителей минеральных удобрений, занимает около 20% отечественного рынка этой продукции, а также первое место в Европе и третье в мире по производству фосфорсодержащих удобрений. “ФосАгро” принадлежит членам семьи миллиардера Андрея Гурьева и ректору Санкт-Петербургского горного университета Владимиру Литвиненко (19,32%). Владельцы “ФосАгро” – регулярные участники рейтингов Forbes: Владимир Литвиненко как самый богатый ректор российского вуза, Евгения Гурьева (4,82%) как участница ТОП-10 самых богатых женщин России. Гурьевы традиционно близки к власти светской и духовной – они являлись членами Афонского клуба, когда он был в тренде у российской политической элиты (Андрея Гурьева “Новая газета” называла “главным по святыням”, а в конце прошлого года “ФосАгро” заявил о финансировании строительства первого православного храма в Сингапуре).
Холдинг “ФосАгро” успешен, регулярно вкладывается в новые производства и произвел 9 млн. т минеральных удобрений и кормовых фосфатов в 2018 г. (+7,6% к позапрошлому году). Из этих 9 млн. т – 2,4 млн. были проданы на внутреннем рынке, остальное ушло на экспорт, основные направления которого Европа, Латинская Америка и Индия. 1,2 млн. т минеральных удобрений, которые перевалены на усть-лужском терминале “Юг-2” в 2018 г., составляют примерно 8% всего экспорта “ФосАгро”.
Кроме того, в Волховском районе Ленинградской области располагается один из четырех входящих в холдинг заводов по добыче и производству минеральных удобрений “Метахим”, показатели производства которого в 2018 г. не раскрываются.
В компании “ФосАгро” сообщили: “В настоящее время завершается конкретизация деталей проекта по развитию производственного комплекса в Ленинградской области объемом инвестиций до 25 млрд. руб. Все подробности раскроем в ближайшее время. Основная цель проекта – наращивание валового выпуска фосфорных минеральных удобрений, обладающих высокой доходностью в условиях логистических преимуществ АО “Метахим”. Проект позволит увеличить переработку апатитового концентрата на миллион тонн в год и как минимум в 5 раз нарастить выпуск товарной продукции, в том числе удобрений, фосфорной и серной кислот. Прирост выпуска удобрений по группе “ФосАгро” только за счет реализации данного инвестиционного проекта может составить до 10%. Его планируется реализовать в течение трех лет за счет собственных и заемных средств”.
Второй владелец “Смарт Балк Терминала” – ООО “Ультрамар” – принадлежит петербургскому бизнесмену Андрею Бонч-Бруевичу. В ноябре 2018 г. он заинтересовал СМИ планами по строительству в порту Усть-Луга очередного терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью 12 млн. т/год, гарантированные поставки для которого заранее пообещал “Уралхим” того же Дмитрия Мазепина. В частности, речь идет об удобрениях, которые сейчас холдинг переваливает в портах Латвии. Для последней это означает экономический шок: по данным агентства “Регнум” со ссылкой на латвийскую Dienas Bizness, латвийские “дочки” “Уралкалия” и “Уралхима” лидируют по обороту в Латвии по итогам 2017 г. Да, экономическая политика России имеет именно такой вектор.
Впрочем, и тут Дмитрия Мазепина теснит “ЕвроХим” Андрея Мельниченко и Дмитрия Стрежнева. Холдинг продолжает реализацию проекта строительства терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью 5 млн. т/год в порту Усть-Луга – компания уже выбрала участок, сделала ТЭО и теперь занимается планировочными работами и предпроектом. Ранее компания заявляла о приостановке проекта из-за проблем с инженерными коммуникациями.
Сегодня в порту Усть-Луга этот вид экспорта контролируют три статусные персоны: Александр Жуков на “Европейском серном терминале” и Андрей Гурьев с Андреем Бонч-Бруевичем через “Смарт Балк Терминал” на “Юге-2” Ильи Трабера. Принадлежащее последнему на 26% ООО “Приморский УПК” планирует построить в порту Приморск крупный многопрофильный терминал, на котором, в частности, предполагается переваливать до 7 млн. т минеральных удобрений в год – но этот проект в будущем.
Выборг, порт незаметный. В порту Выборг, где работает единственный стивидор ООО “Порт Логистик”, в 2018 г. экспортировано чуть более 0,5 млн. т минеральных удобрений. ООО “Порт Логистик” на 100% принадлежит петербургскому ООО “Порт Выборг”. Владельцы последнего – три малоизвестных физика. Им принадлежат 40%, 40% и 20% долей “Порта Выборг” соответственно.
Калининград, порт забытый. В порту Калининград в 2018 г. перевалено 9,2 тыс. т минеральных удобрений, что составляет менее 0,1% от всего экспорта удобрений в российских портах Балтики. Стивидор – “Калининградский морской рыбный порт”, Калининградский филиал ФГУП “Нацрыбресурс”. Такова статистика Администрации морских портов Балтийского моря. Она выглядит неожиданно ничтожной – в Калининграде располагается терминал ООО “Андрекс”, которое входит в бизнес-систему одного из крупнейших игроков рынка минеральных удобрений России ПАО “Акрон”.
В 2018 г. “Акрон” произвел около 6,2 млн. т минеральных удобрений. Он занимает 15-17% российского рынка аммиака (около 2,6 млн. т/год), при этом около 20% всего российского аммиака продается за границей. Эксперты считают, что сопоставимые с “Акроном” свободные объемы аммиака есть в России только у “Уралхима” Дмитрия Мазепина.
В группу “Акрон” входят предприятия по производству удобрений в Великом Новгороде и Смоленской области, она ведет добычу фосфатного сырья в Мурманской области, реализует проект по разработке калийного месторождения в Пермском крае. Группе принадлежат три морских терминала (два в эстонских портах Мууга и Силламяэ и один в российском порту Калининград), сбытовые сети в России и Китае. Основной владелец “Акрона” – миллиардер Вячеслав Кантор. Суммарная мощность эстонских терминалов “Акрона” составляет 4,5 млн. т, мощность терминала в Калининграде – 0,9 млн. т. В прошлом году “Акрон” никак не проявлял себя применительно к порту Калининград, что странно, если учесть активность компании и пришедшееся как раз на 2018 г. смещение ее производственных мощностей на российский северо-запад.
Это случилось после того, как на мировом рынке минеральных удобрений обозначилась тенденция спада поставок из Китая. Конкретно для “Акрона”, около 80% продукции которого ориентировано на экспорт в 65 стран, “китайский провал” сместил приоритеты инвестиций со смоленского завода на завод в Великом Новгороде. Что автоматически направляет экспортный вектор бизнес-группы в порты Балтики.
Компания заявила о 6 млрд. руб. инвестиций в развитие новгородского предприятия – речь идет о новых установках по производству смешанных удобрений, гранулированного карбамида и расширении производства азотной кислоты.
До сих пор “Акрон” производил смешанные удобрения только в Смоленской области, но региональный спрос там упал, а за границей, наоборот, вырос – основные рынки сбыта смешанных удобрений – Бразилия и Индия. Из Новгорода возить их в балтийские порты в три раза ближе, чем из Смоленска. Мощность будущего производства – 0,6 млн. т/год.
Установка по выработке гранулированного карбамида должна выпускать по 0,7 млн. т/год. В 2017 г. 95% произведенного “Акроном” карбамида ушло в Европу и Африку – уместно предположить, что большая часть новых 0,7 млн. т отправятся через балтийские порты туда же. Два новых агрегата по производству азотной кислоты будут производить почти 0,3 млн. т/год. Все три заявленных в прошлом году новгородских проекта “Акрон” собирается пустить в 2019 г. Впрочем, про смоленский завод в “Акроне” тоже не забывают – в этом же году там предполагается увеличить мощность аммиачного производства на 20%. Между тем, о поставках продукции “Акрона” на его собственный терминал в порту Калининград сообщений не было – все выглядит так, будто в последнее время терминал существует только на сайте холдинга. Зато деловые издания активно обсуждали заключенное в 2018 г. соглашение между “Акроном” и расположенным в порту Усть-Луга ООО “Европейский серный терминал”. Оно предполагает поставку 0,7 млн. т минеральных удобрений в 2019 г. На запрос в “Акроне” не отреагировали.
В морских портах Балтийского моря почти 64% перевалки минеральных удобрений (11,4 млн. т в 2018 г.) приходятся на вертикально интегрированные федеральные холдинги, которые сами же эти удобрения и производят. Остальную часть экспорта этой продукции берут на себя “грузчики” – стивидорные компании, готовые переваливать любые грузы в рамках собственных возможностей и пожеланий заказчиков.
Но в случае реализации заявленных инфраструктурных проектов и выхода действующих на максимальную мощность расстановка сил на рынке перевалки минудобрений в российских портах Балтики сегодня видится примерно так: А. Бонч-Бруевич – 28%, И. Трабер – 15%, А. Жуков – 21%, Д. Мазепин – 21%, Д. Стержнев и А. Мельниченко – 11 %, А. Гурьев – 4%.
В пользу данной перспективы говорит не только политика перевода российского экспорта из прибалтийских портов в российские, но и запрет правительства Украины на импорт российских минеральных удобрений. Так что в этом случае международная политика, похоже, идет на пользу региональной экономике. (47news/Advis/Химия Украины и мира)