В сентябре импорт дизельного топлива по сравнению с августом увеличился на 25% (на 119 тыс. т) до 593 тыс. т, при этом для покрытия потребностей в этом ресурсе было достаточно 565 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на оперативные данные.
В сентябре Мозырский и Новополоцкий НПЗ отгрузили в Украину 310 тыс. т, что составило 53% всех импортных поставок. Из этого объема 302 тыс. т было отгружено по железной дороге, остальные 8 тыс. т поступили в качестве тестовых поставок по трубопроводу “ПрикарпатЗападтранс”. При этом в середине месяца источники в белорусской нефтяной отрасли прогнозировали по итогам месяца около 250 тыс. т, объясняя это необходимостью создать резерв под октябрь, когда Мозырский НПЗ уйдет на ремонт. С чем связана столь существенная корректировка объемов поставок, пока неизвестно.
Более чем на треть выросли поставки российского ресурса через белорусский трубопроводный терминал в Гомеле. В сентябре они составили 71 тыс. т против 52 тыс. т в августе. Прямые ж/д поставки из России в сентябре увеличились до 35 тыс. т с 6 тыс. т в августе. Чуть более половины или 18,7 тыс. т пришлось на ресурс Орского НПЗ от компаний “Евростандарт” и “ЗНГК”, остальные 16,7 тыс. т – на топливо “ЛУКойла”, поставляемое компанией “Гран-При Ойл” (правопреемник “Укрэнерджи”).
Также выросли поставки из Литвы – 53,8 тыс. т, что выше августовского уровня на 13% и максимальные с октября прошлого года.
Импорт через морские порты в сентябре увеличился в 2 раза по сравнению с августом, до 119 тыс. т. Впервые с конца 2015 г., когда РФ ввела эмбарго на поставку ДТ, доля морского импорта превысила 20% от общего объема импортных поставок.
По итогам 9 месяцев 2019 г. импорт ДТ составил 4494 тыс. т, что на 7,9% (330 тыс. т) превышает объем импорта за аналогичный период 2018 г.
Несмотря на неожиданно большой объем сентябрьского импорта ДТ, его предложение на оптовом рынке по-прежнему ограничено. Одной из причин является неудовлетворительная работа “Укрзализныци”, которая допускает задержки и простои вагонов с топливом на узловых станциях, а также участившиеся случаи проверки качества нефтепродуктов, инициируемые Энергетической таможней ГФС. Действия таможни привели к блокировке крупной партии греческого дизтоплива в порту “Южный”, которая могла бы дополнительно наполнить рынок. На нехватку ресурса указывает резко возросшая в начале сентября “крупнооптовая” маржа, которая выше средней по году на 1000-1500 грн./т.
“Провал импорта в августе, а также напряженность на рынке в первой половине сентября подстегнули трейдеров к более активным поставкам. В итоге создан неплохой задел для прохождения октября, который обещает быть сложным из-за отсутствия трубопроводных поставок из России и необходимости приемки больших объемов с воды”, – заявили в “Консалтинговой группе А-95”. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)