Евразийская экономическая комиссия задумалась о продлении до 2024 г. возможности продажи топлива с содержанием серы более 0,5% на территории ЕАЭС. Эта отсрочка введения экологических ограничений сохранит деньги судоходных компаний, которые не готовы увеличивать свои топливные затраты на 20-30%. Однако в среднесрочной перспективе выгода от этого шага не столь очевидна.
Для международных перевозок новый техрегламент будет введен в 2020 г., это в любом случае окажет свое влияние на российские топливные и судоходные компании.
Запрет на бункеровку судов топливом с содержанием серы выше 0,5% должен вступить в силу 1 января 2020 г. В настоящее время допустимое содержание серы составляет 3,5%. Считается, что новые экологические нормы позволят сократить выбросы оксида серы в атмосферу на 85%. ЕЭК изначально собирался рассмотреть вопрос о смягчении регламента во внутренних водах союза 18 ноября, однако, как отметили в комиссии, этот вопрос был отложен как минимум на месяц. И пока неизвестно, успеют ли его рассмотреть до начала 2020 г.
Тем не менее, отсрочка позволит судоходным компаниям на внутренних водных путях России не нести дополнительных расходов на приобретение более дорогого топлива либо установку скрубберов (системы по улавливанию выбросов серы). Ранее министр энергетики Александр Новак заявлял, что новые правила приведут к резкому скачку цен на топливо для речных судов, которые используются в основном в территориальных водах России. В Минэнерго считают, что для предотвращения усиления финансового давления на судовладельцев, а также для поддержки спроса на мазут с высоким содержанием серы стоит отложить введение новых топливных стандартов в России, ограничив их соблюдение только международными водами.
В то же время, согласно экспертной оценке, новый техрегламент должен был подтолкнуть создание в стране современного флота, использующего в качестве топлива СПГ. К тому же в рамках реализуемой госполитики по повышению глубины переработки нефти за 2014-2018 гг. выпуск мазута в России сократился на 40% и, по оценкам Минэнерго, будет падать и далее. Нефтепереработчики могли оправдать реконструкцию своих заводов за счет повышения популярности дизтоплива.
Российский речной флот потребляет не так много мазута. По оценкам, в год на заправку этих судов уходит от 600 тыс. до 1 млн. т судового маловязкого топлива (СМТ), поэтому продление переходного периода на внутреннем рынке не сильно поможет российским НПЗ. К тому же постепенно российские компании сами начинают переходить на новые стандарты судового топлива с содержанием серы до 0,5% и до 0,1% в зонах особого контроля за выбросами серы (SECA), как это происходит в Балтийском море.
Стоит также отметить, что пока все прогнозы по резкому сокращению спроса на темные нефтепродукты не оправдываются. Например, США вынуждены наращивать импорт российского мазута для своих заводов, ранее работавших на тяжелой венесуэльской нефти. В октябре текущего года Россия экспортировала только в Соединенные Штаты 1,35 млн. т мазута.
В новый техрегламент пока не очень верят и международные перевозчики. Они жалуются на то, что дизтопливо не производят в достаточных количествах. 40% участников рынка морских перевозок заявляют, что продолжат применять обычный мазут и после 1 января. Поэтому ситуация неоднозначная. Скорее всего, в ближайшие годы российский высокосернистый мазут в любом случае будет пользоваться спросом.
Эксперт комитета по энергетике ГД РФ, генеральный директор компании РусХОЛТС/Retai & HoReCa Александр Кузьмин заметил, что схемы подмены топлива одного вида другим распространены во всех странах, где есть разница в налогообложении. “По документам топливо судовое, когда оно куда-то движется, а потом оно прибывает на рынок другой страны уже автомобильным. Например, в США налоговая составляющая на моторное топливо вдвое ниже, чем в России, но объем потребления колоссальный, поэтому эти схемы присутствуют. С вводом нового техрегламента подобный экспорт будет осложнен”, – пояснил эксперт.
Генеральный директор ООО “ИнфоТЭК-Консалт” Тамара Канделаки отметила, что никому не приходит в голову перед введением новой регуляторной меры оценить ее стоимость. “Как результат судовладельцы должны заплатить хорошие деньги за эту инновацию. И однозначно эти нововведения будут реализовываться за счет увеличения стоимости транспортировки”, – считает эксперт.
Она напомнила, что данный техрегламент (по норме серы в топливе) уже действует для морских перевозок в ряде регионов мира, в том числе на Балтике. “Опыт работы данной регуляторной меры в акватории Балтийского моря показал, что для судовладельцев есть несколько путей решения проблемы уменьшения выбросов серы. Один из них – переход на газ. За него ратует Норвегия, которая на своих верфях готова строить новый газовый флот. Однако на Балтике массового перехода танкеров на это топливо не произошло. Дело в том, что жизнь каждого корабля гораздо длиннее, чем у сухопутного транспорта, а делать полное переоснащение невыгодно. Мы и на суше не спешим менять свои машины и пересаживаться на электрокары. Ни одна промышленность не справится, если вводить технические новшества по щелчку. Любой процесс, связанный с научно-техническим прогрессом, должен происходить эволюционно, а если его хотят провести по воле регулятора как военную операцию, то и результат будет такой же”, – указала Канделаки.
Эксперт рассказала, что второй путь соблюдения новых экологических норм – установка скрубберов. “Это очень недешевое устройство. Таким путем пошли судовладельцы, осуществляющие крупные контейнерные перевозки”, – напомнила эксперт. По ее словам, еще одна часть судовых компаний выбрала третий альтернативный вариант. “В международном регламенте не сказано, что нельзя применять мазут. Там речь идет о топливе с определенным процентом серы. Это означает, что можно взять мазут и разбавить его другими нефтепродуктами до того содержания серы, которое требуется”, – пояснила Канделаки.
При этом она считает, что запрет на продажу топлива с содержанием серы более 0,5% будет болезненным. “Европейские НПЗ далеко не все имеют высокую глубину нефтепереработки. Кроме того, даже заводы с высокой глубиной переработки производят мазут не очень хорошего качества – крекинговый. И им его надо сбывать”, – заметила генеральный директор ООО “ИнфоТЭК-Консалт”.
Касаясь российской ситуации, она отметила, что в стране выпускается достаточно дизеля, чтобы удовлетворить любой спрос, дефицита нет. Кроме того, НПЗ могут производить нужное количество этого продукта с содержанием серы не выше 0,5%. “Российские нефтеперерабатывающие заводы не испытывают технических проблем для выпуска топлива согласно новым экологическим нормам, однако удорожание производства, конечно, будет”, – сообщила Канделаки.
Она также считает, что продление перехода на новый техрегламент для внутренних перевозок не повлияет на экономику российской нефтепереработки. Однако может положительно сказаться на экономике перевозок, так как там возможен возвратный акциз.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что введение нового техрегламента является существенным изменением для судовладельцев и производителей дизельного топлива. “Судовладельцы находятся перед выбором – либо ставить скрубберы, либо вообще отказаться от традиционного судового топлива и перейти на использование сжиженного природного газа (СПГ). В мире активно развивается выпуск судов на СПГ, с годами эта тенденция будет только усиливаться. Тем не менее, пока все недовольны экологической реформой. Единственные ее сторонники – политики, которые идут по пути удовлетворения запросов своих избирателей. Пойдут ли они на какую-то отсрочку или смягчение? Я думаю, скорее всего, нет”, – заявил эксперт.
По его мнению, если в России и будет введена отсрочка по переходу на новые стандарты судового топлива, то небольшая. “Россия собирается стать пионером по предъявлению экологических норм к судоходству. По крайней мере, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы освободить Северный морской путь от жидкотопливных судов и пускать по нему флот только на СПГ или атоме, то есть сделать его малоуглеродным или вообще безуглеродным. Всемирный фонд дикой природы активно продвигает эту идею. Исключения, возможно, получат уже построенные танкеры для проекта “Ямал СПГ”. Поэтому Россия по требованиям к судовому топливу может даже оказаться впереди планеты всей”, – рассказал эксперт.
При этом он заметил, что в других российских акваториях, например в портах Черного моря, могут быть введены определенные отсрочки, как это было при переходе производства топлива на международный стандарт Евро-5. “Все зависит от того, насколько пострадают крупные игроки. Однако среди российских судоходных компаний никаких крупных лоббистов мы не видим. Например, “Совкомфлот” работает на международных рынках и идет в тренде с общемировыми изменениями. Поэтому в России возможна какая-то отсрочка, но все равно через несколько лет мы придем к общемировым требованиям, поскольку для нашей страны не просто изолироваться и нам нет особого смысла вводить более мягкие ограничения. Все равно мы придем к тому, что необходимо соответствовать новым экологическим стандартам”, – пояснил Юшков.
Он также считает, что с 1 января 2020 г. для России открываются новые возможности по бункеровке судов сжиженным газом (в частности, в акватории Балтийского моря), появляются дополнительные рынки сбыта для российского газа, а НПЗ могут подстроиться к новым экологическим нормам. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)