Осенняя реанимация вопроса выравнивания ставок акцизного сбора на сжиженный газ и бензин была ожидаемой. Для основной движущей силы этого процесса – “Укртатнафты” и “Укргаздобычи” – это не просто прихоть, а скорее вопрос жизни и смерти. Потерпев поражение в минувшей “бюджетной” схватке, лоббисты сближения ставок на бензин и газ при первом же случае подали в парламент свой законопроект снова.
Идея новизной не отличается – предлагается унифицировать акциз на бензин, автогаз и ДТ на уровне 139,5 евро за 1000 л. На этот раз Кременчуг плотнее координируется с НАКом, обзавелся своей ассоциацией и заручился поддержкой мощного союзника – Нефтегазовой ассоциации Украины, объединяющей крупнейшие сети АЗС. Оборону держат Украинская ассоциация сжиженного газа и ее лидер Станислав Батраченко, которые считают, что надо оставить все на своих местах. Enkorr оценил диспозицию сторон в преддверие начала активных действий.
Кагамлыкский Сталинград. Аргументация нефтепереработчиков понятна: если не остановить потребление сжиженного газа, остановятся НПЗ. Не сразу, года два еще протянут. Разумеется, в этой ситуации невозможно говорить о наращивании переработки, ведь автоматически будет расти и выпуск бензина, который кроме как на экспорт девать некуда. Но цена продажи в этом случае сведет на нет всю экономику “Укртатнафты”, питающейся дорогой нефтью с моря и привязанной к ней нефтью украинских месторождений. При нынешней загрузке, а это около 3,5 млн. т нефти за год, “Укртатнафта” сумела пристроить свои объемы бензина, но выход на следующий этап – 4,5 млн. т – даст еще 330 тыс. т бензина, ликвидно продать которые будет проблематично.
Единственным выходом в Кременчуге и Шебелинке видят разворот вспять главной тенденции последних лет – поглощения бензина сжиженным газом. Там считают, что это происходит благодаря откровенному перегибу в ставках акцизов на бензин и газ, которые отличаются в четыре раза.
Первая попытка выровнять ситуацию была предпринята в январе 2019 г. Но закон Василевской-Смаглюк об унификации акцизов провалился. Это было неожиданно, ведь тогда еще существовали понятия турборежима и монобольшинства, тем более, что законопроект одобрил профильный комитет. Как рассказал один из “слуг”, президентская фракция тогда признала законопроект токсичным не по сути, а из-за чрезмерного лоббизма со стороны депутатов Игоря Коломойского и выплывающего из этого контр-пиара.
Но сразу было понятно, что кременчужане от своей затеи не откажутся. И вот новый сезон в Верховной Раде – и новый законопроект: уравнять ставки на этот раз просит группа из 17 “Слуг народа” во главе с Алексеем Мовчаном. И хотя в числе этих 17-ти есть и “приватовцы”, процедурно проект уже не выглядит таким токсичным.
Это не все выводы, которые переработчики сделали из поражения в начале года. Летом было заявлено о создании “Украинской энергетической ассоциации”, куда вошли “Укртатнафта”, “Укргаздобыча” и ряд других компаний нефтегазового комплекса. Свою работу новое объединение начало с продвижения тезиса о справедливых налогах на моторные топлива.
Развиртуализировались и сами заводчане, которые в сентябре провели под Верховной Радой митинг в поддержку необходимых им законодательных изменений. Но и это еще не все сюрпризы.
Сложный выбор “бензинщиков”. Мощный союзник переработчиков – Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ), объединяющая крупнейшие розничные сети страны. Ритейлеры и раньше поддерживали изменение ставок акцизов, но делали это больше кулуарно, не желая открыто лить воду на мельницу группы “Приват”. Для большинства членов НАУ сокращение популярности газа – попытка подтянуть общую экономику продаж топлива, которую сильно портит минимальная “газовая” маржа.
Если называть вещи своими именами, то в этой борьбе без правил “слоны” проиграли. И произошло это не вчера, а в 2014 г. Сформированный тогда кластер нелегалов, во-первых, перетянул на себя огромную часть рынка, во-вторых, создал фундамент для стремительного роста популярности автогаза. Засилье различного рода схематоза, которым всегда был опутан сжиженный газ, сделало его еще дешевле и окончательно выбило бензин из “седла”. Резко обнищавшему из-за войны и девальвации населению было по боку, откуда берется это “пропановое” чудо. Какая разница, если газ дешевле бензина в три раза?
Еще один гол в ворота больших сетей залетел в виде 5%-ного “местного” акциза, который по факту платили только избранные. И здесь надо отдать должное менеджменту Украинской ассоциации сжиженного газа: когда преимущественно силами НАУ “розничный” акциз переносили в основной (взимаемый на таможне и НПЗ), оказалось, что в итоге на бензин перенесли его в полной мере – 42 евро/1000 л, на газ – лишь половину, 21 евро. Что сделало пропасть между бензином и газом еще больше.
Но это уже не главное. Брутальных нелегалов почти не осталось (тоже заслуга НАУ), но зато есть огромный парк машин с ГБО, привыкших к бросовому газу. Эта особенность потребителя не оставляет камня на камне (читай маржи) в конкуренции между дискаунтерами, на которых приходится львиная доля продаж пропан-бутана.
Судя по всему, в НАУ просто устали бороться с бесконечно возникающими “газовыми” схемами и решили действовать более радикальными методами. И хотя члены НАУ мечтают продавать больше бензина и дизтоплива, полностью задушить рынок автогаза здесь не хотят. Все инвестировали немалые средства в инфраструктуру, а некоторые даже весьма успешны в газе. Например, по имеющимся данным, против радикальных перемен в акцизной политике выступает KLO, один из лидеров рынка по суточным прокачкам газа.
В начале года НАУ выступала за двухэтапное сближение акцизов – до 180 евро на бензин, 92 евро на газ и последующую унификацию на уровне 145 евро.
По имеющейся информации, минувшим летом НАУ, УАСГ и “Укртатнафта” провели несколько встреч, пытаясь найти взаимоприемлемое решение. Ими было предложено повысить акциз на газ до 90-92 евро, а на бензин снизить до 180 евро.
“В этом случае соотношение цен в рознице составило бы 60-62%. Рынок автогаза оставался бы при своих интересах, но темпы его прироста начали бы сокращаться”, – поясняет логику предложенных цифр один из участников кулуарного обсуждения. Говорят, на вариант 90/180, скрипя зубами, согласилась даже “Укртатнафта”. Однако в итоге УАСГ отвергла любые предложения “акцизных” корректировок, развязав руки “Укртатнафте”, которая решила не размениваться по мелочам и пошла в парламент с “унифицированным” законопроектом. Увидев бесперспективность поиска компромиссов, НАУ, подогретая в том числе и недоговороспособностью “газовиков”, теперь готова поддержать предложение нефтепереработчиков.
В окопе. Обороняться всегда проще, чем наступать, поэтому позиции УАСГ и ее лидера Станислава Батраченко выглядят наиболее уверенно. Ничего не менять в соотношении акцизов на газ и бензин – такова позиция газовиков.
Батраченко рассказал, что УАСГ готовится к подаче законопроекта, альтернативного проекту переработчиков. Ранее газовая ассоциация уже пробовала себя в законотворчестве: в июне 2020 г. она вносила на рассмотрение комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики правку, закрепляющую соотношение акцизов на газ и бензин на среднеевропейском уровне 25%. То ли из-за радикализма предложения, то ли благодаря контр-усилиям оппонентов правка провалилась.
Сейчас УАСГ пробует работать в режиме soft power. Например, по примеру коллег из Европейской ассоциации газовики выпустили печатную версию альманаха о сжиженном газе. Издание содержит рыночную статистику, а также повествует о преимуществах сжиженного газа, сферах его применения и перспективах развития этого рынка. Брошюрой собираются просвещать стейкхолдеров процесса: депутатов, чиновников всех рангов, сотрудников госкомпаний, экспертов и аналитиков. В начале лета пообещали поделиться изданием и с enkorr, но на момент выхода текста так и не смогли.
Позиция газовиков понятна, но небезупречна. Многие понимают, что здоровый компромисс всегда лучше войны. “Повышение акциза напрашивалось еще несколько лет назад. Если бы в прошлом году ставку приподняли до 90-100 евро, мы бы сняли напряжение еще на несколько лет”, – говорит руководитель оптово-розничной “газовой” компании. Теперь же градус напряжения достиг того, что могут принять унифицированный акциз, который резко изменит жизнь газовиков.
Станислав Батраченко считает, что в случае введения унифицированных ставок акциза падение рынка газа составит около 10% в год. Расчеты показывают, что единый акциз 139,5 евро/1000 л приведет к удешевлению бензина А-95 на 2,9 грн./л и к одновременному подорожанию газа на 3,47 грн./л. В средних ценах 2020 г. соотношение составит 21,15 грн. на бензин против 14,50 грн. на газ, или около 70%. По факту за январь-сентябрь 2020 г. соотношение составило 46%. Как видим, привлекательность LPG сохранится, но о развитии придется позабыть. (Артем Куюн, заместитель директора ООО “Консалтинговая группа А-95”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)