Стоимость авиатоплива на бирже превысила допандемийный уровень – почти 48 тыс. руб./т. Еще 10 июня цена керосина составляла 46,2 тыс./т – на 17,4% выше, чем годом ранее, следует из протокола совещания у замминистра энергетики Евгения Грабчака.
Власти и отрасль озаботились положением дел на топливном рынке – вице-премьер Александр Новак 22 июня провел совещание с нефтяниками. По его итогам Минэнерго и ФАС рекомендовано увеличить нормативы продаж на бирже и рассмотреть предложения по увеличению интервалов размещения и покупки топлива. Представители бизнеса отметили, что предложенных мер недостаточно для сдерживания цен. В то же время в Минэнерго назвали ситуацию на рынке авиакеросина стабильной.
На пиковых высотах. Стоимость тонны авиатоплива 10 июня составила 46,2 тыс. руб., что на 17,4% выше показателя аналогичного периода 2020 г. Это следует из протокола совещания у замминистра энергетики Евгения Грабчака от 15 июня. Другие виды топлива тоже подорожали: в документе указано, что цена на сжиженный газ (СУГ) выросла на 10,5% в сравнении с прошлым годом, на дизель – на 6,2%, бензин АИ-92 и АИ-95 – на 3,4% и 3,3% соответственно. К 22 июня цена авиакеросина на бирже выросла еще на 3,7% до почти 48 тыс. руб. Это рекордное значение за 2,5 года.
Последний раз биржевая средневзвешенная цена авиакеросина в резервуарах топливо-заправочных комплексов аэропортов московского авиаузла достигала почти 48 тыс. руб. 20 декабря 2018 г., следует из данных СПбМТСБ.
В этом году первый наиболее ощутимый для авиакомпаний скачок цен на топливо в российских аэропортах произошел в марте – на 6-9%. В апреле керосин подорожал еще на 10%, рассказывал источник в авиакомпании. В мае рост не прервался, но замедлился. По данным Росавиации, в прошлом месяце средняя цена авиатоплива в аэропортах страны выросла на 7,5%.
На 18 июня месячное увеличение стоимости авиатоплива в Европе и СНГ (включая Россию) составило 8,5%, годовое – 71,2%, следует из данных аналитического агентства Platts.
Для авиакомпании Smartavia средняя цена топлива в аэропортах присутствия на территории России с начала 2021 г. выросла на 31%, сказал представитель перевозчика. По его словам, сейчас стоимость керосина находится примерно на уровне мая 2018 г. и апреля 2019 г. Компания ведет “конструктивный диалог с поставщиками керосина о скидках” и не планирует повышать стоимость билетов, добавил собеседник.
Другие авиакомпании России из топ-15 не ответили на запросы. Аналогично поступили в Минтрансе и АЭВТ.
Конечная цена топлива в аэропортах РФ в мае 2021 г. была на 6,8% меньше, чем в том же месяце 2019 г., то есть в активный период перевозок до пандемии, сказали в Минэнерго со ссылкой на данные Росавиации.
Причинами подорожания топлива могут быть общий рост инфляции в стране, а также увеличение стоимости нефти и сокращение предложения нефтепродуктов на рынке из-за того, что сырую нефть выгоднее экспортировать, чем перерабатывать внутри России, отметила заместитель руководителя ИАЦ “Альпари” Наталья Мильчакова. “Негативную роль играют и ремонтные работы на ряде российских НПЗ, что сокращает предложение нефтепродуктов. Последствиями роста цен на авиакеросин могут быть новые проблемы отрасли туризма и пассажирских авиаперевозок”, – отметила аналитик.
Из-за роста цен на топливо авиакомпании понесут дополнительные расходы в 70 млрд. руб. в год при сохранении котировок на уровне марта, говорил в конце апреля замглавы S7 Group (входит авиакомпания S7 Airlines) Дмитрий Куделькин на заседании комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП. Инструментом сдерживания цен на авиакеросин должен стать демпферный механизм, отмечал представитель S7 Group. Но из-за завышенного уровня демпфера он неэффективен и ни разу не применялся на практике, указывал он. Компания неоднократно предлагала снизить базовый уровнь демпфера с 48,3 тыс. до 40 тыс. руб./т авиакеросина, установленного на 2019 г., с последующей его индексацией в 2020-2024 гг. на официальный уровень инфляции Росстата. В 2021 г. он составляет 53,3 тыс. руб. Но в Минтрансе говорили, что такая мера не рассматривается.
Рынок и меры. Себестоимость авиаперевозок вернулась на уровень, который был до пандемии, а цена авиабилетов – нет, сказал источник в крупной авиакомпании, добавив, что разница между тарифами и стоимостью топлива достигла максимального значения. Рост цен на керосин неизбежно приведет к подорожанию авиабилетов, что сделает отдых за рубежом (даже там, где авиасообщение с Россией восстановлено) недоступным для многих россиян, отметила Наталья Мильчакова.
Власти и отрасль озаботились положением дел на топливном рынке – вице-премьер Александр Новак 22 июня провел совещание с нефтяниками. По его итогам Минэнерго и ФАС должны в том числе подготовить изменения в правила биржевой торговли нефтепродуктами и предложения по увеличению интервала между размещением на бирже предложения о продаже и самой покупкой. По словам Натальи Мильчаковой, это делается для того, чтобы избежать монопольного повышения цен. То есть покупатели должны заранее располагать информацией, какой поставщик по какой цене продает, и иметь запас времени, чтобы выбрать наиболее оптимальное предложение.
Зампредседателя набсовета ассоциации “Надежный партнер” (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев считает, что новые меры не смогут кардинально изменить ситуации на рынке. По его мнению, одна из основных проблем – неэффективность механизма демпфера. Эксперт напомнил: Независимый топливный союз в марте направлял письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором подчеркнул необходимость отменить демпфер. Вместо сглаживания влияния колебаний внешней конъюнктуры на внутренний рынок он выступает дестабилизирующим фактором, указывали в НТС.
Механизм демпфера Кабмин ввел с начала 2019 г. Его разработка – реакция властей на резкий рост цен на моторные виды топлива в конце весны 2018 г. Демпфер рассчитывается как разница между нетбэком (мировая цена минус расходы на транспортировку и вывозная пошлина) и условной ценой на бензин, устанавливаемой правительством в начале каждого года, умноженная на специальный коэффициент. Когда мировые цены на бензин превышают условную, государство фактически субсидирует нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) через предоставление налогового вычета.
Меры, предложенные правительством, вряд ли можно назвать системными, сказал глава НТС Павел Баженов. “Повышение нормативов низкое, вряд ли рынок будет к нему чувствителен, ведь фактический объем и так выше предлагаемых нормативов. В части совершенствования биржевой торговли мера правильная, направленная на купирование спекуляций, но пока неясно, какой количественный эффект она даст”, – отметил он.
В Минэнерго считают, что ситуация на рынке авиакеросина стабильная. Динамика цен на керосин аналогична динамике оптовых цен на моторные топлива: изменяется вместе с ростом мировых цен на нефть, а также подвержена фактору восстановления спроса на керосин по мере постепенного снятия ограничений на перелеты между странами, сказали в ведомстве. Ситуация имеет ярко выраженную сезонную динамику – она характерна для начала летнего сезона и повторяется каждый год, добавили в Минэнерго. (Rcc/Химия Украины и мира)