Потребительский рынок всегда одним из первых реагирует на кризисные явления: в условиях спада и нестабильности население существенно сокращает покупки непродовольственного ассортимента. Результаты исследований “InfoLine” доказывают, что под влиянием коронакризиса категория “non-food” впервые с 2016 г. продемонстрировала негативную динамику. Но особенно ощутимо пострадали “fashion”, рухнувший на 16,8%, а также косметика и дрогери – минус 7,5%.
Негативное влияние ряда факторов сказывается и в 2021 г. – на восстановление продаж парфюмерии и косметики теперь влияют регуляторные ограничения (включая запреты на тестеры, обязательную маркировку для парфюмерии, введенную с октября 2020 г.), а также медленное восстановление трафика в ТЦ и третья волна пандемии. Сокращение доходов населения трансформировало модель индустрии красоты: потребители услуг стали по возможности переносить процедуры по уходу за собой из привычных салонов в домашние условия. Что, в свою очередь, сыграло роль катализатора для развития online-продаж бьюти-гаджетов и уходовой косметики при снижении интереса к декоративным средствам, а также выявило выраженный интерес потребителей к бюджетному и практичному ассортименту.
При этом, по наблюдениям специалистов “InfoLine”, ритейлеры, в продуктовом портфеле которых превалируют товары дрогери, продолжили активный органический рост: “Магнит Косметик” за год увеличил количество магазинов на 10% до 6183, “Улыбка радуги” – на 7% до 900.
Аналитики отмечают: лидером рынка остается торговая сеть “Магнит Косметик”, нарастившая выручку на 22,4% до 134,3 млрд. руб. за год (здесь и далее приведена выручка без НДС). Вторую строку рейтинга сохраняет “Л’Этуаль” с товарооборотом 74,1 млрд. руб. и с ощутимой отрицательной динамикой выручки по сравнению с предыдущим календарным периодом – минус 12,17%. На третьем месте располагается ТД “Улыбка радуги”: 35,2 млрд. руб. и 7,88% роста.
В пятерку лидеров рынка входят также маркетплейс “Wildberries” с товарооборотом 31,4 млрд. руб. в категории “Товары для красоты” и ростом продаж на 156% и сеть “Рив Гош” – 30 млрд. руб., минус 19,21%.
Параллельно с традиционной розничной торговлей и бурно растущим online продолжается развитие прямых продаж, где крупнейшими операторами на российском рынке являются компании “Faberlic”, “Avon”, “Oriflame”. По итогам 2020 г. на долю компаний прямых продаж пришлось порядка 17% в общем РТО сегмента косметики и дрогери в России (рост на 2 п. п. к 2019 г.) Лидером среди компаний прямых продаж в 2020 г. стала компания “Faberlic”, увеличившая по итогам года продажи на 19% до более чем 34 млрд. руб. (с НДС) и занявшая 6 позицию в рейтинге сегмента “Косметика и дрогери”, опередив косметические сети “Золотое Яблоко” и “Иль де Ботэ”. По темпам роста “Faberlic” входит в TOP-5 наиболее быстрорастущих сетей в сегменте наряду с компаниями “Wildberries” (динамика к 2019 г. – 156%), “Ozon” (291%), “Магнит-косметик” (22,4%) и “Золотое Яблоко” (32,6%).
Характеризуя сегмент косметики и дрогери в целом, стоит отметить, что первая пятерка игроков занимает почти половину рынка – на их долю приходятся 48%. “Магнит Косметик” забирает 21% РТО категории, “Л’Этуаль” – 11,7%. Доли остальных сетей не переходят 10%-ного рубежа: “Улыбка радуги” – 5,57%, “Wildberries” – 5%, “Рив Гош” – 4,75%. (ruhim/Химия Украины и мира)