В Украине заметно ухудшилась и без того сложная ситуация с автомобильным топливом. Многие заправки урезали нормы отпуска бензина и дизеля в одни руки – с 20 до 10 литров. Но даже такие объемы можно залить не везде – количество “пустых” АЗС с каждым днем растет, сообщает Страна.
В Украине ценники на “обычные” бензин и дизель регулируются государством. Заправщики жалуются на госрегулирование. Говорят, что цены не соответствуют рыночным реалиям – оптовая стоимость топлива выше, чем можно продавать в рознице. Поэтому АЗС уходят в минус, а некоторые полностью переключаются на “премиальные” дизель и бензин, цены на которые выше (хотя по факту это такое же топливо, как и “обычное”).
Как сообщают в агентстве “А-95”, бензин А-92 подорожал до 35,1 грн., А-95 – до 36,1 грн., дизель – до 40,66 грн., что на 3-5% выше граничных цен от Минэкономики.
На безналичном рынке (по талонам) ценники выросли еще больше. На “Авиасе” А-92 по топливным картам подорожал до 39,19 грн., А-95 – до 40,1 грн., дизель – до 44,66 грн., что выше граничных цен на 15-19%.
А сегодня по рынку пошел слух о закрытии сети АЗС Avias. Якобы, талоны она вообще “обнулила”, то есть, к заправке не принимает.
Владелец сети Prime Дмитрий Леушкин говорит, что в ближайшее время сети АЗС могут просто “посыпаться”, ведь торговать на рынке фактически нечем. “Сейчас вопрос уже даже не в цене, а в физической доступности топлива. С каждым днем его становится все меньше, рынок “высыхает” просто на глазах”, – говорит он. Ожидается и дальнейшее подорожание. Особенно если в Украине вернут акциз и 20% НДС на топливо (такой законопроект уже есть в Раде). “Через пять минут после его принятия бензин будет по 55 грн. за литр”, – говорит Леушкин.
22 апреля Минэкономики выставило новые предельные цены на бензин и дизель. С учетом максимальной торговой наценки бензин должен стоить на АЗС не больше 34,1 грн., дизель – 38,66 грн., что на 23 копейки и одну гривну выше предыдущей ценовой планке.
Новые ценники заправщиков откровенно расстроили. Ведь фактически еще как минимум на 10 дней власти заморозили разрыв в оптовых и розничных ценах. На опте дизель продается по 39,5-44 грн., тогда как в рознице его можно продавать максимум по 38,66 грн. По бензину картина чуть лучше, но торговля все равно в минус (в опте – 32-34, в рознице – 34,1 грн.).
Поэтому многие сети начали “бунтовать”. Некоторые убрали из продажи “обычные” бензин и дизель, заменив их “премиальными” (хотя по факту продукт один и тот же), некоторые стали в открытую повышать ценники выше тех отметок, что указало Минэкономики.
Масштабный “бунт” произошел на рынке 27 апреля. Несколько сетей, которые принято относить к группе “Приват” (ANP, Avias), повысили цены на топливо сразу на 2 грн. за литр. Бензин А-95 подорожал до 36,1 грн., дизель – до 40,66, что выше обозначенного Минэкономики предела. По топливным картам подорожание еще больше.
Как пояснил руководитель “А-95” Сергей Куюн, такое решение сетей поясняется тем, что у них нет импортных поставок, а продаются только запасы производства Кременчуцкого НПЗ (его разбомбили и с начала апреля завод не работает), которые, по всей видимости, иссякают.
По рынку пошли слухи, что сеть АЗС Avias и вовсе закрывается. Это крупная сеть, даже сейчас у нее порядка тысячи станций по стране. Одна из фишек сети – продажа скретч-карт (топливных талонов). Но, как стало известно от клиентов сети, с 28 апреля на АЗС начали отказывать в обслуживании по талонам, попросту говоря, их “обнулили”, непонятно, как будут возвращать деньги. В Avias пояснений пока не дали ни по будущему сети, ни по текущим расчетам с клиентами. Сергей Куюн говорит, что о ликвидации всей сети речь вряд ли может идти – скорее, о дефиците топлива и временной приостановке работы отдельных заправок.
Впрочем, как говорит Леушкин, ситуация на рынке на сегодня такова, что многие сети АСЗ могут просто “посыпаться”. “На сегодня многие уже снизили лимиты по заправке в одни руки до 10 литров, и это еще повезет, если зальешь хоть такой объем. Некоторые заправок вообще “пустые”, рынок “подсыхает” с каждым днем. Мы, к примеру, уже не принимаем новых клиентов на безналичное обслуживание, хотя сейчас дикий ажиотаж, люди буквально обрывают телефоны”, – говорит Леушкин.
По словам Леушкина, потребление топлива в Украине не сегодня выше, чем его импорт, то есть все идет к тому, что ресурс может просто закончиться. “Правительство, несмотря на аргументы операторов, не пошло на то, чтобы снять госрегулирование цен и таким образом заинтересовать бизнес более активно заводить ресурс из Европы. Если бы в свое время это произошло, начали бы таскать бензин и дизель даже единичными бензовозами, ситуация пусть не сразу, но через месяц-два могла бы стабилизироваться. Но теперь время потеряно. Даже если я захочу нарастить поставки, быстро этого не сделать. На рынке дефицит водителей, бензовозов, сложная логистика и забюрократизированные процедуры. Только экологический сертификат на бензовоз нужно месяц ждать, плюс появилось новое требование – чтобы в компании был не только механик, но еще и медик. По логистике расклад такой: чтобы привезти ресурс из Румынии, среднестатистический бензовоз тратит в общей сложности 16 дней на дорогу (сюда входит время на границах, загрузка, развозка по Украине). В итоге он доставляет 30 кубов топлива, которое расходится на одной АЗС за день. То есть с учетом имеющегося парка и логистики обеспечивать рынок с колес просто нереально, хотя в Европе ресурс купить можно”, – говорит Леушкин.
“Мы видим нули на стеллах многих АЗС, топлива просто нет. К примеру, во Львове на ОККО, WOG. SOCAR и у нас на “БРСМ-Нафта” вообще нет бензина. По дизелю немного проще, но тоже дефицит ощущается. По другим регионам ситуация похожая. Кто бы что говорил, но не навозишься автомобильным транспортом. Раньше нефтепродукты шли вагонами по ж/д и каждый день были разгрузки. Бензовозы с таким потоком не справятся, тем более, что много проблем с получением разрешений. У нас 30 машин стоит в ожидании документов. Многие страны упростили въезд для наших бензовозов, но, к примеру, Польша пока не упростила, а как раз оттуда заходят основные объемы. Так что дефицит будет только нарастать”, – говорит руководитель отдела маркетинга сети “БРСМ-Нафта” Александр Мельничук.
На фоне усугубляющегося дефицита прогнозы по ценам тревожные. То есть уже сейчас сети вопреки госрегулированию повышают стоимость бензина более чем до 36 грн., топлива – за 40 грн. И при этом говорят, что даже это еще не полностью рыночная цена. Должно быть минимум на 1-2 грн. дороже.
Но непонятно, что будет с налогами. В Раде уже есть законопроект, который прописывает 20% НДС (сейчас 7%) и акциза (сейчас 0%) на бензин и дизель.
“По нашим подсчетам, с принятием этого проекта бензин подорожает до 50 грн., дизель – до 55 грн. С одной стороны, государству нужны налоги. Кроме того, рост цен снизит потребление и позволит наполнить рынок, то есть уменьшится дефицит. С другой стороны, это будет удар не только по частному автотранспорту, но и по перевозкам. Наверное, следует поискать какое-то сбалансированное решение, скажем, не повышать сразу все налоги до прежнего уровня, а, к примеру, проработать новые ставки налогов”, – говорит Куюн. (Укррудпром/Химия Украины и мира)