Внутренний рынок бензина и дизтоплива сегодня находится в нестабильном состоянии. Об этом говорит рекордный взлет биржевых цен на бензин в России, а также резкое подорожание страховки нефтяного экспорта по Черному морю.
Из регионов РФ поступают тревожные сообщения о нехватке топлива, а Минэнерго выступает с успокаивающими заявлениями о достаточном производстве бензина и дизтоплива – правда, только в случае перенаправления экспорта на внутренний рынок. Но появились и районы, где ажиотажный спрос на топливо удалось погасить.
В Волгограде практически урегулированы проблемы с поставками бензина на АЗС, сообщает местное информагентство “Высота 102”. На всех заправках в Центральном и Краснооктябрьском районах Волгограда имеется в наличии автомобильное топливо всех марок, а бензовозы сливают топливо в подземные резервуары АЗС. В городе было отмечено даже небольшое снижение цен – в пределах 50 коп. за литр. Однако этот пример исчезновения дефицита и снижения цен – лишь редкое исключение, что подтверждается последними отчетами Росстата.
“С 15 по 21 августа рост цен на автомобильный бензин был зафиксирован в 79 субъектах РФ. Более всего он подорожал в Республике Калмыкия – на 2,9%, Ямало-Ненецком автономном округе – на 2,5%, Сахалинской области – на 2,3%”, – сообщает Росстат.
По его данным, средние цены на автомобильный бензин растут со скоростью 0,56% в неделю. А это соответствует подорожанию бензина на 32% в год. При таком темпе роста цен последствия для страны могут быть не только экономическими, но и политическими. Именно поэтому ответственные за топливный рынок ведомства выступают с успокаивающими заявлениями.
“Дефицита на рынке бензина нет, производство топлива постепенно увеличивается после окончания первой волны плановых ремонтов на НПЗ (нефтеперерабатывающих заводах). Ситуация на российском топливном рынке находится под контролем, спрос на внутреннем рынке полностью обеспечен предложением”, – сообщили в четверг в Министерстве энергетики РФ.
Минэнерго совместно с ФАС регулярно следят за ситуацией и проводят совещания с участниками рынка, отметили в министерстве. В частности, ФАС и Минэнерго разработали проекты об увеличении биржевых продаж бензина и дизельного топлива с 1 сентября 2023 года на 1 процентный пункт. Сейчас компании обязаны продавать на бирже минимум 12% произведенного бензина и 8,5% дизеля. “Эта мера направлена на увеличение объема предложения на внутреннем рынке и стабилизацию цен”, – пояснили в Минэнерго РФ.
“Уровень производства нефтепродуктов на заводах полностью обеспечивает текущий спрос на топливо с учетом переориентации части экспорта бензина и дизтоплива на внутренний рынок, а также поставки запасов с нефтебаз на местах по рекомендациям Минэнерго и ФАС. Выпуск автомобильного бензина (117,4 тыс. т/сут.) соответствует среднему уровню августа 2021-2022 гг. Производство дизтоплива (232 тыс. т/сут.) почти на 10% выше уровня августа предыдущих лет”, – сообщило в четверг Минэнерго.
Чиновники разъяснили, что продолжает работу штаб Минэнерго, задача которого – исключить возможные сбои в обеспечении регионов топливом. В его состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, нефтяных компаний, ОАО “РЖД”, АО “СПбМТСБ” (Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа), автоперевозчиков и независимых участников рынка.
“На особый контроль штаба взяты вопросы ритмичности поставок топлива в южном направлении и топливообеспечения предприятий агропромышленного комплекса и сетей АЗС. На основе постоянного мониторинга производственных и потребительских потребностей участников штаб работает над повышением ритмичности и оптимизации расходов на логистику для всех участников”, – утверждает Минэнерго.
Но если чиновники работают над повышением ритмичности и принимают меры по стабилизации цен, то можно сделать вывод, что на сегодня на топливном рынке РФ нет ни ритмичности, ни стабилизации. Такой вывод, в частности, подтверждают данные торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. В четверг биржевые оптовые цены на бензин Аи-95 (Премиум-95) для европейской части РФ выросли на 1,1% и достигли почти 72 тыс. руб./т. При этом летнее дизтопливо и бензин Аи-92 (Регуляр-92) снизились по сравнению с прошлыми торгами на 0,56 и 0,42% соответственно.
Ранее источники на топливном и аграрном рынках сообщали, что аграрии, которые сейчас убирают урожай и готовят поля под будущий сев, сталкиваются с резким ростом цен на дизельное топливо. Также отмечалось, что есть проблемы со своевременной поставкой ОАО “РЖД” вагонов с нефтепродуктами в адреса конечных филиалов топливопоставляющих компаний.
Минсельхоз в начале августа сообщал, что получил от ряда регионов обращения, в которых говорилось о росте цен на горюче-смазочные материалы для аграриев. Минэнерго заявило, что рекомендовало нефтяным компаниям сдерживать мелкооптовые цены на дизельное топливо в сельскохозяйственных регионах. Ведомство признает, что есть “некоторые сложности с ритмичностью поставок”, которые возникли на фоне высокой загруженности железной дороги в южном направлении в туристический сезон. Однако в РЖД утверждают, что поставки топлива по железной дороге в южные регионы не зависят от роста пассажирских перевозок.
В России сформировался высокий так называемый экспортный паритет: продажи нефтепродуктов за рубеж сегодня гораздо выгоднее поставок на внутренний рынок, отчего растет как официальный, так и серый экспорт. Кроме того, с сентября правительство РФ вдвое сократит бюджетные выплаты в адрес крупнейших нефтяных компаний.
Новым фактором давления на топливный рынок России станет повышение страховых платежей за вывоз нефти и нефтепродуктов из портов Черного моря в связи с нарастанием военных рисков. Об этом, в частности, сообщило агентство Reuters. Страховые компании уведомили фрахтователей в черноморских портах России об увеличении дополнительных платежей в виде премии за военные риски. Об этом сообщили четыре трейдера. Премия за военный риск была добавлена к общим расходам на страхование танкеров в прошлом году после начала украинского кризиса.
Военная активность киевского режима в районе российских портов Черного моря увеличилась в середине июля после выхода РФ из “зерновой сделки”. До сих пор погрузка нефти из черноморских портов России не пострадала от украинских атак, но риски увеличиваются, отмечают трейдеры, мнение которых приводит Reuters.
Премия за военный риск была увеличена примерно с 1% от стоимости груза до 1,2-1,25%, сообщили трейдеры. Это увеличение означает, что каждый рейс будет стоить на $200 тыс. больше за один танкер класса Suezmax, который может перевозить от 120 до 200 тыс. т нефти или нефтепродуктов. Такой рост военной премии означает, что общая стоимость премии составит почти $1 млн. Хотя сумма увеличения относительно невелика, но она увеличивает общие расходы российских компаний на вывоз нефти. На пике кризиса поставок и санкций российские компании платили до $20 млн. за танкер на страхование расходов на перевозку и фрахт, что составляло более трети стоимости каждого груза, напоминает Reuters. (Rcc/Химия Украины и мира)