Российские производители синтетического каучука со сдержанным оптимизмом смотрят на 2024 год. Основные надежды компании связывают с полным пуском шинных заводов в России после смен собственников и, как следствие, вытеснением шинного импорта.
Стимулировать рост продаж СК могут также производства покрышек в странах СНГ. Перспективы компании видят и в развитии сегмента РТИ, особенно в части импортозамещения как готовой продукции, так и марок СК для нее.
Как каучуки встретят ограничения 2024 года? 30 июня 2024 года в силу вступают дополнительные ограничения на импорт синтетических каучуков российского производства в Евросоюз. Чтобы понять, как компании-производители из РФ будут работать в новых условиях, необходимо рассмотреть в каком состоянии сектор подходит к этому моменту.
2023 год для российских производителей синтетических каучуков (СК) оказался непростым. Но, в отличие от шокового 2022-го, он показал, что отрасль может адаптироваться к новым условиям. В России в 2023 году выпуск СК составил 1,4 млн. тонн. Согласно данным официальной статистики, это на 1,9% ниже результатов 2022 года. Годом ранее снижение составило 12%. Таким образом, можно говорить о том, что падение середины 2022 года было остановлено.
Более того, во втором квартале 2023 года производство СК в РФ фактически достигло уровня аналогичного периода 2021 года. Правда, ненадолго. При этом отдельные производители сумели выйти в плюс. Так, в “Росхиме” рассказали, что Стерлитамакский нефтехимический завод (СНХЗ) после вхождения в “Росхим” нарастил объемы производства СК на 21%. Также отмечается рост реализации готовой продукции по сравнению с 2022 годом в 2023 году на 31%.
С точки зрения экспортных рынков в 2023 году как минимум три российских производителя (“Омский каучук” ГК “Титан”, СНХЗ “Росхима”, заводы “Сибура”) сообщили, что их поставки в ЕС были резко сокращены. У “Омского каучука” экспорт в Европу тогда составил 1%. В “Росхиме” говорят, что доля стран Евросоюза в закупках СК компании не превысила 7%. В то же время, поставки на азиатские рынки от российских производителей были увеличены за счет частичной переориентации с рынков ЕС.
Проблемы шинного рынка – проблемы СК. В целом основное давление на рынок продолжает оказывать ситуация в главном сегменте потребления – шинном производстве. В 2022 году шинная промышленность России пережила настоящий провал, последствия которого продолжали действовать и в 2023-м. Если сравнивать с результатами 2021 года, то в 2023 производство шин снизилось в сравнении с 2021 на 32% (на 18,2 млн. шт.) до 38,8 млн. шт. Для сравнения в 2022-м результат был чуть лучше за счет первого полугодия – 42,7 млн. шт. (спад на 25% относительно 2021-го).
Главные причины такого падения – это прекращение экспорта шин в ЕС и США, а также снижения поставок на комплектацию автомобилей в РФ на фоне провала автопрома. Кроме того, часть локализованных производств покрышек просто была остановлена.
Решения проблемы экспорта 2023 год не принес. Но изменилась ситуация с простоем заводов внутри страны. Часть международных компаний возобновила производства, а часть предпочла уйти из России, продав местные активы. Серия этих сделок привела к полному изменению расстановки сил на шинном рынке, когда вместо шести крупнейших международных игроков, контролировавших 60% рынка РФ, в России оказались четыре местных игрока с концентрацией основного владения в одном регионе – Республике Татарстан. Однако так как большая часть сделок с шинными заводами завершилась в 2023 году, полноценного возобновления производства тогда не произошло.
Параллельно в 2023 году шло частичное восстановление авторынка. Благодаря росту реализации автомобилей продажи шин в России выросли на 15%. Правда, надо понимать, что этот рост в условиях простоя российских заводов обеспечили китайские поставщики. Расширению присутствия китайской продукции на российском рынке способствовал и скачок продаж китайских же автомобилей, для которых потребовались зимние шины. Дело в том, что часть продукции китайского автопрома имеет специфические форматы резины, ранее не выпускавшиеся в России. Естественно, эта ниша также закрывается импортом.
Еще одной проблемой шинных производств стало ограничение доступа к поддержке R&D-центров с уходом иностранных шинных компаний с рынка РФ. Также вступил в силу запрет импорта в Россию синтетических каучуков и “химии” из ЕС.
Прогноз роста – на 3-6%. Учитывая сложность ситуации, российские производители СК не ждут рекордных результатов, но смотрят на перспективы рынка в 2024 году со сдержанным оптимизмом. Потенциал роста основные игроки оценивают в диапазоне 3-6%. “Мы понимаем, что рынок РФ по-прежнему находится в стадии преодоления кризисных явлений, поэтому, к сожалению, взрывного роста не ожидаем”, – рассказали в “Сибуре”.
“По нашим прогнозам ожидается небольшой рост российского рынка потребителей каучуков на уровне 3-5% как за счет увеличения производства шинных производителей, так и за счет развития резинотехнической отрасли”, – дают свои оценки в “Росхиме”.
Резких изменений в экспорте, несмотря на вступающие в силу ограничения, производители не ждут.
“Текущие экономические условия существенно не влияют на объемы реализации продукции за счет экспорта в дружественные страны, в том числе страны Азии, и дифференциации сегментов продукции на внутреннем рынке. Мы ожидаем, что основным драйвером роста по нашему направлению в этом году станут восстановление отечественного рынка по производству шин, а также расширение экспортного потенциала на исторические рынки потребления каучуков – Азии и Турции”, – рассказали в ГК “Титан”.
В “Росхиме” считают, что в 2024 году продажам в этом направлении может способствовать рост шинной промышленности в Китае. Также компания рассчитывает на рынок Беларуси: “Беларусь дополнила список стран, куда отправляется каучук производства СНХЗ. С белорусским шинным гигантом компания заключила годовой контракт на поставку синтетического каучука марки СКИ-3”.
В целом же большинство российских производителей СК в настоящий момент ключевой задачей видит развитие спроса и реализацию инициатив по импортозамещению в РФ.
Как заместить импорт в шинах? Основные перспективы здесь связаны с восстановлением шинного производства в России. В 2024 году ожидается пуск российских заводов Cordiant (Ульяновск) и Michelin, а также наращивание объемов выпуска на Cordiant в Калуге и Ikon. Общий прирост производства за счет этого в 2024 году “Сибур” прогнозирует на 6% до 41 млн. шт. “Значительный потенциал роста продаж шинных производителей в РФ находится в области замещения импорта. Часть импортируемого ассортимента может быть заменена предложением лучшей цены. Перенаправление экспорта шин на новые географии также является дополнительной, хотя и менее привлекательной с точки зрения экономики, возможностью для загрузки производств шинных компаний”, – говорят в “Сибуре”.
Сам рост шинного производства будет способствовать увеличению спроса на российский СК. Кроме того, производители РФ еще в 2023 году начали замещать выпавшие поставки каучуков из Европы, разрабатывая новые марки. Так, “Сибур” отчитался о замещении в 2023 году 7 импортных марок СК и 50 позиций не каучукового сырья. А на 2024 год компания планирует продолжить научно-технологическую поддержку омологации новых марок СК, в том числе в новом модельном ряду шин, и пустить совместный НИОКР с шинными компаниями по импортозамещению натурального каучука в шинах различного назначения.
Ожидается и повышение загрузки иностранных шинных активов “Татнефти” в Казахстане и Узбекистане, хотя сама “Татнефть” комментировать ситуацию на своих производствах отказывается. Ее собственное производство СК – “Тольяттикаучук” – не имеет достаточных мощностей для обеспечения этих предприятий одновременно с загрузкой огромного шинного завода Ikon во Всеволожске, приобретенного “Татнефтью” у Nokian Tyres. Поэтому логично, что здесь может быть востребована продукция других игроков каучукового рынка России – заводов компаний “Сибур”, “Росхим” и “Титан”.
Российский рынок РТИ ждет рост? Второе потенциальное направление для роста каучуков – это увеличение выпуска резинотехнических изделий (РТИ) внутри страны за счет роста спроса со стороны обрабатывающих производств. Здесь также рекордных цифр не ожидается, но производители СК смотрят на это направление позитивно. Так, “Сибур” оценивает потенциальное увеличение объемов поставок в этот сегмент на 4%.
Компании также ведут проекты по импортозамещению резинотехнических изделий, направленные на снижение доли потребления дефицитных СК и поддержку производителей в освоении РТИ, которые ранее не выпускались на территории РФ. Например, “Сибур” рассказал о разработке 30 рецептур резин РТИ за последний год для различных отраслей промышленности: нефтегазовой и горной промышленности, медицины, стройки и др. Основные цели на 2024 год компания видит в технологической поддержке, масштабировании разработанных решений на производстве РТИ у контрагентов, сборке прототипов РТИ.
Учитывая акцент программ господдержки на развитии глубокой переработки внутри страны, именно здесь стоит ожидать дополнительных инвестиций и потенциального роста. (rupec.ru)