Получение компаниями статуса “рискованных” – одна из главных проблем топливного рынка.
Цены на дизельное горючее постепенно снижались в течение недели под влиянием внешнего рынка и укрепления гривны. Переломить этот тренд не удалось даже несмотря на рост европейских котировок во второй половине недели и новые атаки россиян на топливную инфраструктуру. Среди неплохих новостей – уменьшение импорта, что позволило снова упомянуть о положительной маржинальности. Среди причин снижения поставок – активная работа налоговой службы по присвоению компаниям статуса “рискованных”, в результате чего они вынуждены сокращать деятельность.
Согласно мониторингу Консалтинговой группы “А-95”, с 22 по 26 июля средняя стоимость дизтоплива уменьшилась на 0,39 грн./л до 45,24 грн./л, с начала июля – на 0,19 грн./л.
В то же время европейские котировки по итогам недели прибавили в среднем $8/т (0,33 грн./л), но в месячной динамике снизились на $47/т (1,94 грн./л), что не отразилось на внутренних ценах.
Курс доллара по отношению к гривне в течение недели уменьшался. И по состоянию на утро 26 июля, как свидетельствует Минфин, потерял 0,22 грн./$ по сравнению с началом недели.
За неделю на юге цены на дизтопливо снизились на 0,40-0,60 грн./л. Предложения начинались от 42,60 грн./л с отгрузкой 28-29 июля, а наиболее заметным на рынке был потомок “Трейд Коммодити” – Эксон”, который исчез на некоторое время. На противоположном полюсе разместился “Альянс Энерго Трейд” с ценой 43,30 грн./л. Но большинство цен стартовало с 42,80 грн./л ( УНТК , ЗНГК, “Кворум-Нефть”, “Ойлтехсервис”, “Параллель-М ЛТД”).
На западе стоимость колебалась в пределах 43,79-45,33 грн./л. На нижнем пределе предлагали горючее “Мартин Трейд” (43,80 грн./л) и УНТК (43,90 грн./л).
По словам участников рынка, продажи дизеля на юге улучшились, чего нельзя сказать о западе, где о прибыли можно было только мечтать.
“Сейчас неплохо продается, но все может измениться с приходом значительных объемов дизеля одновременно”, – отметил генеральный директор компании УНТК Алексей Дронников. На его взгляд, существует здоровый баланс между спросом и предложением.
“На западе продажи гораздо хуже. И не понятно, это связано со спросом или количеством предложений, но однозначно хуже”, – рассказали в одной из топливных компаний, которая предлагает топливо на обоих направлениях.
Улучшение реализации на юге стало возможным из-за уменьшения поставок горючего при нарастающем спросе.
“Спрос понемногу растет. Сказываются увеличение машин на дорогах и жатва, да и “генераторный” спрос растет”, – рассказали в одной из крупных топливных компаний.
Действительно, за неделю среднесуточный импорт горючего снизился по сравнению с неделей ранее на 16% до 14,5 тыс. т, в месячной динамике – на 15% до 15,6 тыс. т., самого низкого показателя с весны этого года.
Больше всего просели поставки из Литвы: на 49% до 1 тыс. т в сутки. По словам трейдеров, предложений по этому направлению предостаточно. Снижение произошло путем значительного уменьшения (почти в 6 раз) объемов железнодорожных партий. По словам одного из импортеров горючего по этому направлению, проблем с доставкой по железной дороге нет, поэтому снижение поставок, вероятно, связано с графиком отгрузок.
Государственный производитель Orlen Lietuva 25 июля анонсировал снижение цен на дизель на своих базисах на $8-9/т до $799-818/т. После чего дизель из терминалов литовского завода у украинских компаний подешевел на 0,50-0,90 грн./л до 40,80-41,59 грн./л.
Также уменьшились отгрузки из Венгрии, Германии и Болгарии – на 44%, 31% и 34% соответственно. Несмотря на разблокировку поставок из терминала в Белоземе, 25 июня импорт дизеля из Болгарии так и не улучшился. По словам трейдеров, есть другие, более привлекательные направления поставок. На рынке ресурс из Белозема предлагают за 42,40 грн./л, из Софии – за 41,89-42,40 грн./л.
На прошлой неделе только поставки из Польши имели положительную динамику, увеличившись на 8% до 4,2 тыс. т в сутки. Выросли отгрузки как автомобильным (+83%, до 11 бензовозов в сутки), так и железнодорожным (+5%, до 3,9 тыс. т) транспортом.
Причиной уменьшения импорта дизельного горючего некоторые трейдеры считают получение большим количеством компаний статуса “рискованных”. Сейчас это одна из главных проблем топливного рынка. Блокировка налоговых накладных фактически приводит к остановке деятельности компании, а обжалование “рискованности” занимает много времени.
В августе ситуация со снабжением может измениться из-за подготовки компаний к вероятному поднятию акциза на топливо с 1 сентября. Хотя большинство опрошенных компаний не планирует увеличивать импорт, но то, что к августу уже все танкеры зафрахтованы, может свидетельствовать об обратном. (enkorr.ua)